Усольский историко-архитектурный музей
«Палаты Строгановых»

Время работы
Среда — воскресенье с 10:00 до 17:00
Понедельник, вторник — выходной день
«Человек в ландшафте», или роли, которые мы выбираем

Елена Коносова

 «Усольская газета» № 18 (7327) от 8 мая 2015


С 17 по 21 мая в Усолье, на Строгановском острове, пройдёт Всероссийская конференция с участием ярких представителей из пятнадцати регионов нашей страны. Учёные с мировыми именами, географы, исследователи, путешественники, литераторы примут участие в обсуждении темы «Человек в ландшафте». Главный вдохновитель этого форума, учёный, географ, автор более 300 научно-публицистических работ, ведущий научный сотрудник Института национальной модели экономики Владимир Каганский. Накануне конференции я взяла интервью у Владимира Леопольдовича.

- Как влияет природная окружающая среда на мировоззрение человека и его ценности?

- Ландшафт во многом определяет поведение человека, благодаря компонентам ландшафта его поведение становится более осмысленным. Человек пытается украсить или, по крайней мере, сохранить его. Если человек попадает в разрушенный ландшафт, где все искорёжено, завалено мусором, то это даёт ему невольную санкцию на продолжение разрушения. Очень важно, чтобы ребёнок попадал в красивый, полноценный ландшафт, благодаря учителям, воспитателям. Знания усваиваются позже, а ценности, представления, довольно рано, примерно начиная с лет трёх. Самым первым образованием должно стать краеведческое. Человек должен полноценно осваивать своё родное место.

- Как ландшафтные и географические особенности регионов сказываются на целостном пространстве России?

- Страна это большое семейство полноценных мест. И если в ткани ландшафта возникают прорехи, то они сильно влияют на эстетические, культурные и функциональные особенности этого семейства. Та же ситуация, если поджечь ковёр, выгорит небольшое место, но целостность его уже будет нарушена. Но надо отличать страну и просто большое пространство. Большое пространство - это просто рой отдельных точек. Страну профессионалы воспринимают как рой отдельных точек, иногда безразличные или даже враждебные между собой пространства. Таким образом, даже самые яркие места, но не взаимодействующие друг с другом, не способны сложиться в единый рисунок, в единый пазл.

- Насколько актуально определение границ внутри России?

- Современное самоопределение пространств государственной территории в целом базируется на том, что фиксируются центры, каждая территории, стремятся объявить себя второй, третьей столицей России. Она не может себя мыслить просто полноценным краем. В частности, Пермский край абсолютно полноценная провинция. Я отличаю провинцию от периферии. В самоопределении большую роль играют границы, в частности в самоопределении Урала. По наблюдениям полевым и литературным важную роль здесь играет концепт границ Европы и Азии. Это в природном смысле фиктивное самоопределение, потому что граница Европы и Азии, во всяком случае, культурная, проходит явно западнее. А Урал - это такой самостоятельный край. Полноценный, но самостоятельный.

Я так считаю, что фиксация ядер, сгустков ландшафтного смысла гораздо важнее, чем точное проведение границ. И в этом смысле любой территории, любого размера и России в целом важно определять себя особым пространством. Урал мыслит себя как край рассечённый границами Европы и Азии. Много памятников, фотографий по этому поводу. Но, в тоже время, во всей северной Евразии Урал играет роль склепы, связки трёх огромных макрорегионов – Европейской России, Сибири и Казахстана. И вот такая роль никак не осмысливается, и не обыгрывается, не используется. И даже стандартная метафора, которая ещё была в дореволюционной России, что Екатеринбург – российский Чикаго, между освоенными и не освоенными территориями, важный центр освоения, перевалочный узел, даже это практически не используется.  

Любая территория должна себя само определять как особая часть, особый край. Не вторая, не третья, а особая. Тот же Пермский край. И у камского Прикамья это вполне адекватная характеристика. И тот же Урал не вторая столица , а особая часть Росси. Не какой-то мифологическая вторая столица, а особая часть, имеющая профессиональное, качественное, смысловое самоопределение. И у Прикамья есть все ресурсы такого самоопределения. Скажем, у Тюменских округов такого ещё нет. Это не полноценные места жизни обитания, а места, где производятся нефтегазовые ресурсы. То есть, Урал не является колонией, а север является, который используется для решения конкретных задач.  

- На Ваш взгляд, как выстраивается социально-экономическая, культурная иерархия в городах – музеях, и каково их влияние на целостное развитие территории? 

- Если мы считаем, что территория должна жить осмысленно, то в малых, исторических городах, сегодня существует множество их определений, музеи играют роль фокусов местного общественного самосознания. И своими коллекциями, и что существенней, своей краеведческой общественностью, которая в музее формируется. Я бы даже сказал, что в таких городах как Усолье, музей «Палаты Строгановых» играет роль университета. Не в смысле высоких образований, а в смысле самополагания, самоопределения, центром варки такого ценностного бульона, который предлагается местным жителям, гостям. Это относится и к Чердыни. Она оставила у меня сильное впечатление. Борис Борисович Родоман, мой неформальный учитель, старший коллега, учёный, сказал, что у Чердыни самое красивое в России заречье - вид с высокого берега. Он всю жизнь занимается эстетикой ландшафта. И действительно, на 25 километров видно Полюдов камень. Великолепный контраст левого и правого берега, как положено, где правый берег высокий. У вас пространство культурное достаточно насыщенное, но таких фокусов на территории края не больше десяти.  

- Как систематизирует ландшафт географ-учёный?

- Для географа, эколога, археолога (а география и археология очень пересекаются) в отличие от историка, для которого значим линейный поток текстов, важны вещи, телесность. Ландшафтная оболочка земли разделяется на разные слои. В природном отношении почва, атмосфера, растительный, животный мир сверху вниз. Для культурного ландшафта эти слои не упорядочены физически, но упорядочены по смыслу. Есть природная основа, есть оселительный слой, икранический, историко-культурный слой. Поднимаемся выше, вплоть до символики территории, её брендов. Хотя работа с брендами сегодня сплошное мошенничество, потому как очень претенциозны и мало отражают специфику территории. Они должны отражать специфику места, прежде всего. Другими словами, ландшафт – это многослойный пирог, который режется на части. Вот эти части - это отдельные ландшафты, отдельные места. Своего рода матрица. А если учитывается время, то трёхмерная модель. Хотя, я не уверен, что отражаю мнение своих коллег. Только своё.

- Ландшафт выпал из культуры. Его специфика не позиционируется. Нет указателей в городах, краях на значимые места. Хотя, индустрия туристская начинает что-то делать, но явно недостаточно. 

- Мы уже говорили, что пространство - это рой отдельных точек, а для ландшафта важна связность. И вот население, которое живёт в рое отдельных точек, проявляет пространственную невменяемость. Я думаю, что не только - пространственную. Проницательные культурологи, социологи уже отмечают, что у нас в стране нет общества как связной совокупности групп, имеющих общие ценности и институты. Потому как группы ведут себя в пространстве, видно, что они целостности не образуют. Возьмём очень знакомое мне Подмосковье. Каждая группа ведёт себя как в пустом колониальном пространстве. Вначале оно было колонизовано промышленностью, которое для столичного региона никогда и негде не было характерно. Столица - это смысловой центр, а не промышленный. Потом, когда началась раздача дач, дачники начали захватывать пространство, не считаясь не с местным населением, ни с походами туристов. Я хорошо помню то время, когда в выходные дни в Подмосковье выезжало до двух миллионов туристов. Потом пошли коттеджники, которые ведут себя ещё более агрессивно, не беря в расчет ничьи интересы. Каждая группа ведёт себя как хозяин своего локального пространства. В то же время, общество, это сложное сочетание интересов разных групп, когда достигается консенсус и компромисс. Здесь никакого компромисса не достигается. Проявление пространственной невменяемости в точном смысле слова.

Когда я был в Миассе Челябинской области, где кстати находится изумительный краеведческий музей в аудентичном старинном здании, поразился вот чему. Рядом с городом расположен Ильменский заповедник, в котором представлена половина минералов всего мира. И нигде во всём городе нет ни одного указателя, где он находится. Человеку, приехавшему в Миасс, не узнать о том, что здесь есть такой важности объект. Одно полушарие земли со всеми минералами равняется одному этому заповеднику. И музей с самой прекрасной и большой коллекцией антропогенных минералов, которые возникли в результате деятельности человека. При чём, в заповеднике не знали, что есть такой музей. И это маленький город, тогда что говорить о большом?

Точно так же как в Перми нигде не указано, не показано, что именно здесь впервые в мире была открыта Пермская геологическая система. Если Пермь присутствует на мировой культурной карте, в конце концов, не потому, что там бывал Пестернак или живёт Абашев. А потому, что Пермь дала начало великой геологической эпохе, которую знают практически все люди, получающие образование во всех культурных регионах мира. Но в бренде Перми ни слова об этом, ни звука. В то время, при разумной постановке вопроса, Пермь бы ожидал мировой колоссальный туристский бум. Он был бы специфический, геологический, географический, но ничего дурного в этом нет.

Символическая ценность ландшафта совершенно не акцентирована. Что мешает? Вот то самое состояние пространственной невменяемости. Не понимание того, что ландшафт является могучим ресурсом. Тем более могучим, чем он являлся во времена развивающейся экономики и сельского хозяйства.

- Может, многое не видно долго живущему в одном месте, от того, что глаз замыливается…

- Во-первых, это зависит от размера личности. Достаточно у крупных личностей взгляд не замыливается. Я бы сказал так, что к ландшафту можно относиться как к не отрефлектированной ценности, просто жить в этом. И фиксировать только его нарушения. Вот традиционная крестьянская культура именно такова. В ней не было выраженного любования ландшафтом, но эстетические каноны и культурные соблюдались. Пространство было культурно освоено, независимо от богатства и плотности населения. Вот эта ситуация и картина разрушилась, а ландшафт как беспринципная ценность стал очень профанирован в туризме и рекламе. В рекламе кусочек ландшафта есть очень часто, но присутствует как ценность очень незначительно. Такая вот переходная эпоха. По старому жить разучились, по- новому не научились. И как всегда в России такие промежуточные эпохи особенно разрушительны. Когда старое сметается, а новое не выстраивается. Возникает пустота, которая заполняется таким колониальным поведением различных групп по отношению друг к другу. Я сейчас заканчиваю книгу « Путешествие теоретика», там будет специальный раздел «Всё как везде». Такой парадокс, что в самых разных частях России идут совершенно одинаковые процессы.

- Почему произошло погружение в прагматичные ценности?

- Вы понимаете, в чём дело. Прагматические ценности по смыслу гуманитарные. И здесь данная прагматическая установка может быть позитивно связана с ландшафтом. Например, на западе после того как материальные проблемы для большей части населения были решены полностью, стали развиваться виды деятельности, связанные с ландшафтом. Престиж не только в том, чтобы есть здоровую пищу, но и жить в красивых местах. Фактор престижа и красоты земельного участка становится фактором влияния на цену. В России это приобрело религиозно экзальтированную форму. В городах, где есть старинные монастыри, цена становится выше, когда открывается вид на монастырь. В том числе и цена земли, и жилища.

Вот эти ценности прагматические или гуманитарные? По-моему, и то и другое. Хотя, конечно, уходящая эпоха с её культом экономического благополучия должна была букмировать в сторону пользы. Был такой римский архитектор Детрой, который рассматривает в своём трактате архитектуру в трёх координатах – польза, прочность , красота. В экономической эпохе последних веков на первое место выходила польза. В средневековье на первое - прочность и красота. Чем себя объявит постмодерн эпоха – время покажет.

- Человек в ландшафте, кто он? Творец, созерцатель, разрушитель…

- Я составил очень длинный перечень ролей человека в ландшафте. Можно выделять в ландшафте пассивные компоненты и пассивные. Горная порода это пассивный компонент, атмосфера – активный. Человек в ландшафте -активный компонент. Скажем, в экологии есть представление о видах доминант, которые преобразуют под себя участки ландшафта. Классический вид доминат – речной бобр. Бобр под себя строит ландшафт, меняет водонасыщенность. Активным доминантом в биологическую эпоху был мамонт, он за счёт активного питания травами изменял состав растительных видов. Человек является владельцем, как в мифическом смысле, помните человек – царь природы, так и в юридическом. Все участники конференции носят свою роль в ландшафте. Творцы, созерцатели, исследователи, путешественники. Очень известный путешественник Игорь Сид, один из создателей европейской геопоэтики. Он и поэт и путешественник. Почти всегда человек как компонент ландшафта должен уживаться с другими компонентами, хотя всё труднее ему это удаётся.

Человек пользуется ландшафтом. Человек является творцом. Пример - Пётр первый, который стал перестраивать ландшафт по голландским образцам. Показал, что можно строить наперекор природе, как построили Невский. И многие города севера России носят тоже отпечаток такой петровской регуляции. Поколения тех, кто выступал творцом - Архангельское в Москве , у вас Строгановы. Строго говоря, творец это миротворец, который преобразует ландшафт в пользу человека без вреда природе. Ландшафт эстетически реабилитационная среда. Роли человека в ландшафте, если их классифицировать, могут достигнуть сотни.

- На конференцию приедут известные учёные, путешественники, исследователи. Пожалуй, мало какой форум может похвастаться таким соцветием имён, какие соберутся в мае на Пермской земле, в Усолье, в «Палатах Строгановых»…

- Очень приятно, что практически все на сегодня подтвердили своё участие в конференции. И не потому что заявлена очень интересная тема. Но и потому, что очень важно, чтобы тема конференции совпадала с местом, где её проводят. Конференцию «Человек в ландшафте» нужно проводить, где все роли человека в ландшафте были активно воплощены, как у вас здесь, начиная со времён Строгановых. Тема и ландшафт должны быть конгениальны. Тему по пустыне нельзя проводить в Антарктиде. Это просто великолепно, что учёные такого уровня, доктора наук из Москвы, Санкт-Петербурга, Оренбурга как Борис Борисович Родоман, Сергей Сергеевич Чебанов, Татьяна Ильинична Герасименко, примут непосредственное участие в работе конференции. Пермская земля соберёт их всех вместе.

В Перми существует то, что я называю культурной школой Владимира Абашева на стыке культорологии, филологии. Его ученики и последователи начали систематизировать её направления на стыке теоретической географии, где ландшафт не только комплекс видений и символов. Замечательное место у вас есть - стрелка входа реки Чусовая в Каму. Всячески рекомендую. В России не более десятка таких мест.