Усольский историко-архитектурный музей
«Палаты Строгановых»

Время работы
Среда — воскресенье с 10:00 до 17:00
Понедельник, вторник — выходной день
Стас Хоробрых: "Никакой я не музейщик..."

Ирина Кияшко

 «Усольская газета»  от 30 мая 2014 года


Человечество многолико – порой встречаются такие люди, для которых как будто не существует пределов возможного: лишь только возникает проблема – в голове у них тут же всплывают как минимум два варианта ее решения!.. Директор усольского музея «Палаты Строгановых» Станислав Валерьевич Хоробрых производит именно такое впечатление. Пожалуй, он, действительно, не музейщик (как он сам утверждает) – в общепринятом смысле этого слова. Для него это слишком узко, потому что на самом деле он – человек-оркестр. В нем прекрасно уживаются широкий современный интеллект и глубинный интерес к фольклору, фанатизм и прагматизм, космизм и патриотизм…

Глава Усольского района Елена Аркадьевна Вшивкова вспоминает: «Когда-то, более десяти лет назад, мы надумали открыть в Усолье музей и объявили конкурс на замещение вакантной должности директора. В числе прочих конкурсантов «заявился» и Станислав Валерьевич. Правда, он тогда пришел к нам с совершенно другой идеей – создать в Усолье Центр народной культуры. Он был абсолютно уверен и пытался убедить нас, работников районной администрации, что это будет гораздо интереснее и актуальнее, чем традиционный музей. Однако идея создания музея на тот момент была уже «запущена», менять намерение было поздно. Но энтузиазм и напористость этого молодого человека так нас покорили, что на должность директора музея мы выбрали именно его. И не ошиблись!..»

Как это все-таки важно – оказаться в нужное время в нужном месте и встретиться с нужными людьми! Стас Хоробрых в полной мере оправдал оказанное ему доверие и организовал в Усолье музейный процесс именно так, как интуитивно ожидало от него руководство района…

Для самого Станислава Валерьевича 2002 год был рубежным – это был год окончания аспирантуры на базе Пермского государственного педагогического университета. Поскольку почти вся студенческая и аспирантская жизнь Стаса проходила в фольклорно-этнографических экспедициях. Усольский район он знал, как свои пять пальцев. На тот момент уже была готова к публикации монография «Усольские древности» (Сборник трудов и материалов по традиционной культуре русских Усольского района к XIX-XX вв.), написанная по итогам экспедиций авторским коллективом ПГПУ. В числе соавторов, наряду с именами профессоров И. А. Подюкова и А. М. Белавина, значатся имена их учеников С. В. Хоробрых и Д. А. Антипова.

«Мы много работали тогда по Усольскому району, и я прекрасно понимал, что он из себя представляет, знал все деревни и практически всех жителей, – рассказывает Станислав Валерьевич. – К тому же, мне было с чем сравнивать, поскольку ранее была проведена колоссальная аналогичная работа по Красновишерскому и Косинскому районам, по Кишерти и Юсьве. И было абсолютно понятно, в каком ключе и в каком направлении работать, что можно сделать в плане реконструкции, реставрации памятников, а также по формированию фондовой базы музея. Хотя в тот момент у меня была возможность и в Перми остаться, заняться наукой… Но как будто вдруг искра какая-то проскочила – и стало понятно: здесь, в Усолье, можно будет сделать очень красивые вещи! Просто очень красивые…»

Своего музея в Усолье на тот момент не существовало уже порядка пятидесяти лет – он был передан под эгиду Березниковского историко-художественного музея и стал его составной частью. Поэтому все приходилось начинать с нуля, и тут как никогда был важен свежий взгляд. Молодой директор безошибочно понял, что, не обладая значительным музейным фондом, нужно изначально делать ставку на что-то иное. Например, на вполне объяснимую привлекательность для людей самого имени Строгановых, которые внесли неоценимый вклад в развитие экономики и культуры Прикамья и России в целом.

«Строгановская идея», как за ниточку, притянула к усольскому музею новых друзей и единомышленников из разных городов России (Перми, Екатеринбурга, Оренбурга, Москвы), а затем и разных стран мира (Германии, Чехии, Словакии, Венгрии, США). И список таких контактов с каждым годом неуклонно расширяется. За несколько лет кропотливой работы новый провинциальный музей вышел на международную орбиту и стал успешно конкурировать с музеями крупных городов.

«Я считаю, – продолжает Е. А. Вшивкова, – что в этом, в первую очередь, заслуга Станислава Валерьевича. У него всегда очень много идей, но самое главное – он умеет сплотить вокруг себя людей для их решения. На сегодняшний день он не только создал молодой, талантливый, работоспособный коллектив, но и постоянно находит единомышленников вне стен музея. Например, у него прекрасные контакты с бизнесом.

Вклад Стаса Хоробрых в развитие культуры Усольского района, безусловно, неоценим. Он преподносит нам такой уровень культуры, за которым люди обычно едут из провинции в большие города. А он, наоборот – из больших городов привозит культуру к нам и показывает, чем живет сегодня современное искусство.

Люди отовсюду стали ездить в Усолье, чтобы приобщиться к мировым культурным ценностям. А когда они попутно окунаются в наш мир, в историю Усолья Строгановского, они начинают любить наш город, и у них формируется желание приезжать сюда вновь и вновь… И таким центром притяжения стал именно музей «Палаты Строгановых» во главе со своим директором Станиславом Хоробрых, который одновременно является и прекрасным руководителем, и талантливым экскурсоводом, и эффективным современным менеджером…»

Для того, чтобы вывести «Палаты Строгановых» на такой серьезный уровень, нужно было, прежде всего, найти специалистов музейного дела… или воспитать их! Поэтому первые заработанные музеем средства были направлены именно на обучение персонала. На сегодняшний день в коллективе одиннадцать сотрудников, причем, по словам Стаса, девять из них – с высшим образованием, даже кассир и… дворник! Ситуация крайне редкая для музея четвертой категории. (Кстати, категория музею присваивается не по качеству работы, а в первую очередь, исходя из объема его фондов, так что для усольского музея повышение категории – это всего лишь вопрос времени…)

Наталья Падерина, научный сотрудник музея «Палаты Строгановых», познакомилась со своим директором, будучи студенткой второго курса Соликамского педагогического института. Станислав Валерьевич преподавал студентам-филологам СГПИ такой специфический предмет, как устное народное творчество, а в каникулы возил их в фольклорно-этнографические экспедиции по глухим деревням Прикамья…

«Этим он нас и «заразил», – вспоминает Наталья, – предложил съездить в одну плановую экспедицию, за ней последовала вторая, третья, а потом вообще бессчетное их количество. На пятом курсе мы – я и две Лены – пришли в музей, чтобы попробовать себя в роли экскурсоводов, да так в нем и остались. Теперь мы – научные сотрудники. Иногда нет-нет, да и зададим Стасу вопрос – почему именно нас выбрал и пригласил на работу в музей?.. А он неизменно отвечает: «Потому что вы проверенные, и я был уверен в вас!..» Наверное, по этому принципу он и подбирает себе коллектив. Случайных людей рядом с ним нет. Каждый из сотрудников – в чем-то особенный, каждый – на своем месте, качественно делает свое дело. Но все мы вместе делаем одно общее дело по формированию и возрождению территории, по развитию усольского музея…»

Более десяти лет тесного взаимодействия связывают директора «Палат Строгановых» с экс-главой Усольского района Геннадием Петровичем Шехматовым. По словам самого Геннадия Петровича, Стас Хоробрых более всего импонирует ему своим интеллектом и прагматичностью, точнее – редким гармоничным сочетанием этих двух качеств.

«Стас не просто сам всегда был искренне заинтересован в возрождении и развитии культурных традиций в Усолье, – делится впечатлениями Геннадий Петрович, – он очень быстро сформировал команду, результативность которой сразу была обнадеживающей. И, разумеется, руководство района всегда относилось и относится к нему благожелательно. Это здорово, когда есть такие энтузиасты, которым имеет смысл помогать! За короткий срок он буквально из ничего сделал такой известный музей, что просто гордость берет – и за «Палаты Строгановых», и за эффективную команду специалистов, и за весь наш край, которому Богом и предками были подарены такие уникальные памятники архитектуры!..»

Процесс развития не замыкается в стенах «Строгановских палат», он давно распространился на всю территорию Старого города. Недавно в структуру музея вошел отремонтированный Дом Брагина – и сразу же заиграл новыми красками, как только его помещения превратились в выставочные залы!.. Конечно, не обходится без серьезных материальных затрат – однако средства, потраченные с умом, себя многократно оправдывают, и это не может не радовать всех, кто душой болеет за возрождение Усолья. Например, главу администрации Усольского района Андрея Владимировича Механошина.

«Многие замечают лишь «публичную», просветительскую сторону деятельности Станислава Валерьевича, – говорит глава администрации, – воспринимают и оценивают его как талантливого экскурсовода, знатока истории Усолья… Но мало кто осознает истинный объем его обязанностей на территории Старого города. А ведь все хозяйственные задачи, без которых невозможна деятельность музея – по воде, по теплу, по газу – это тоже всена нем! Чтобы их решать, нужно быть и организатором, и хозяйственником, и самому разбираться в технических вопросах…

Или, например, такая наболевшая проблема: число экскурсантов с каждым годом увеличивается, а мы элементарно не можем для них ни туалеты, ни кафе, ни гостиницу построить. Причина простая: вся территория Старого города – это историческая зона, и археологи не разрешают нам «закапываться» в культурный слой! Что делать в такой ситуации?..

Но вот недавно к нам приезжал губернатор В. Ф. Басаргин, и Стас провел ему такую экскурсию, так сумел представить наши проблемы, что Виктор Федорович был очень впечатлен и обещал помочь. В результате в Усолье из Перми была направлена комиссия специалистов, которая проанализировала ситуацию и подсказала нам решение – можно строить на старых фундаментах!.. Теперь, проведя процедуру согласования, мы сможем построить все, что необходимо для развития туристического бизнеса, и будем достойно принимать гостей. Я считаю, что в этом тоже заслуга Станислава Валерьевича – в его умении разговаривать и договариваться с самыми разными людьми, со специалистами любого уровня. Он замечательный профессионал, преданный своему делу, к тому же настоящий патриот Усолья!..»

А между тем, сам Станислав Валерьевич настаивает: «Никакой я не музейщик!.. Многое из того, что мы делаем, вовсе не входит в обязанности музеев. Например, трое наших сотрудников – Наталья Падерина, Елена Баяндина и Виктор Цыпуштанов – работают над очень качественными исследовательскими проектами в области фольклора и этнографии, участвуют в написании крупных разделов для отдельных монографий…

А Зинаида Калина и Наталья Червякова профессионально занимаются изразцовыми печами – настолько профессионально, что даже краевой Центр охраны памятников признал, что у нас в Палатах – единственная мастерская, которая не просто копии делает, а по одному фрагменту изразца может выполнить очень точную реставрационную работу. Мы начали с того, что отреставрировали четыре русских печки у себя в Палатах. Потом выполняли заказ для Ныроба – делали изразцы для «ямы Михаила Романова». Теперь вот работаем по заказу Пермской краевой администрации. Разве это сугубо музейное дело?..»

А еще коллектив Палат взял на себя обязанности по воспитанию у жителей Усолья чувства ответственности за Старый город. Это было принципиально – научить людей не пугаться и не стесняться старых руин, в которых постоянно обитали бомжи, а начать заботиться о них, проводить субботники в исторической зоне, убирать территорию, сажать деревья…

Потом появилась такая форма работы со школьниками, как летняя стажировка. И вот уже три года подряд, с мая по сентябрь, одна группа школьников стажируются на базе музея по изготовлению изразцов, другая обучается живописи, третья занимается, например, слесарным делом. А есть и такие ребята, которые продолжают приходить в музей зимой – просто потому, что им это стало интересно…

Следующий уровень взаимодействия с молодежью – это работа со студентами краевых ВУЗов, которые уже несколько лет охотно пишут дипломы на базе «Палат Строгановых», под руководством научных сотрудников этого музея – например, по истории Пыскорского монастыря. Причем, исторические документы удается находить даже в фондах Соликамского краеведческого музея! Разве можно переоценить значение и глубину такой исследовательской работы?..

«А еще в нашей биографии были «Строгановские пленэры», – вспоминает Станислав Валерьевич, – весьма дорогостоящий, но качественный и эффективный проект, рассчитанный на четыре года, в котором были задействованы творческие силы четырех территорий – Усолья, Березников, Соликамска и Чердыни. Он очень удачно «наложился» на главное политическое событие того времени – объединение Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в декабре 2003 года, в результате чего образовался Пермский край. В ходе реализации этого проекта к «Палатам Строгановых» притянулось много интересных творческих личностей – музыкантов, художников, кузнецов, резчиков по дереву, компьютерщиков, занимающихся 3D-графикой, – и все это нам в дальнейшем очень пригодилось…»

Однако самым масштабным и значимым проектом в реестре достижений своего музея Стас Хоробрых считает «Строгановские чтения»: «Мы сразу сознательно ушли от формата «круглого стола», этакой «сельской конференции». У нас очень жесткий отбор участников. Редкая территория может себе позволить отказать авторам в публикации, тем более академикам. А мы можем, поскольку то, что публикуется по итогам каждых Строгановских чтений, должно представлять из себя цельную монографию, а не подборку случайных докладов, пусть даже именитых авторов.

Для каждой конференции избирается и тщательно прорабатывается конкретная тема. Например, «Камский путь», когда участникам было предложено осмыслить тему дороги как элемента времени и пространства, и всего, что связано с движением человеческой души… Когда же возникла необходимость осмыслить ситуацию с ландшафтом, со всевозможными строениями – появилась тема «Дом в культурной традиции пермского Прикамья». Отдельная конференция была посвящена теме «Детство», а сейчас мы готовим Строгановские чтения по различным промыслам: рыболовству, охоте… Темы подсказывает сама жизнь!»

Исключительно важная страница в деятельности усольского музея – организация и проведение «привозных» выставок, среди которых много международных. Одним из первых крупных проектов этого направления был проект «цифровой иконописи» – «Deisis. Предстояние», реализованный в 2009 году совместно с Константином Худяковым, президентом Творческого союза художников России, действительным членом Российской академии художеств, заслуженным художником Российской Федерации. В настоящее же время в Усолье «гостят» одновременно четыре выставки современных мастеров живописи…

«Стас умудряется организовать выставку современного искусства под сводами здания 18 века и преподнести это так, как будто здание именно для этого и было построено, – улыбается Наталья Падерина. – Московские художники, приезжающие на открытие своих персональных выставок в Палатах, сразу это считывают. И им это нравится. Взять хотя бы для примера реакцию Сергея Малютина, московского художника, автора проекта «Киот. Иконы авангарда». Познакомившись с нашими залами и с размещением выставок в них, он сказал, что так качественно его работы еще нигде не экспонировались. А это заслуга Стаса…»

Геннадию Петровичу Шехматову много раз доводилось участвовать в открытии таких выставок, и он признается, что каждый раз это было для него значительным событием: «Благодаря Станиславу Валерьевичу, мы подружились с художественно-промышленной академией имени Строганова. С помощью ее замечательных специалистов в Усолье были организованы многочисленные выставки как мастеров и выпускников самой академии, так и ряд международных – например, выставка современной венгерской скульптуры «Морф»… Конечно, авангардное искусство не всем понятно, но людей обязательно нужно с ним знакомить. Лично я настолько обогатился за счет этих выставок, что ни одна вузовская программа мне этого не дала бы. Недавно, например, я был в Испании, и там во время экскурсии нам рассказывали о творчестве Гойи, показывали его офорты… А я эти офорты уже видел в стенах усольского музея «Палаты Строгановых»!.. Это ли не предмет для гордости?..»

Геннадий Петрович с удовлетворением обратил внимание на то, как во время недавнего визита губернатора в Усолье Виктор Басаргин прозрачно намекнул Стасу на возможность переезда в Пермь, на что тот мгновенно среагировал: «Да нет, мне и здесь работы хватает…» Действительно, как же можно оставить то, во что вложена твоя энергия, твой талант, в конце концов – часть твоей души!..

А планов у Хоробрых, действительно, «громадье»: доделать изразцовые печи в Палатах – и вывести керамическую мастерскую «в свободное плаванье», поскольку в рамках музея ей уже тесно; создать автономную столярную мастерскую, которая, помимо решения производственных задач, могла бы стать этакой экзотической площадкой для посещения туристов; превратить территорию музейного комплекса в ряд интерактивных зон – с вовлечением посетителей в живой экскурсионный процесс; активизировать экскурсионную программу с привлечением лошадей предпринимателя Сергея Пьянкова… И еще, и еще…

«Отдельная часть работы, – вдохновенно продолжает Стас, – это выстраивание очень сложных отношений с международным сообществом. Мы только что отправили домой выставку художников из ФРГ, теперь должен быть какой-то ответный визит с нашей стороны, потому что Нина Гелинг и Эккахарт Бушон – учредители очень большой галереи в Нижней Саксонии, они работают как раз по связям России и Германии, под патронатом посольства. Выстроить с ними конструктивные отношения на постоянной основе для нас тоже очень важно…

Я уже не говорю о том, что в музее сейчас работает всего одиннадцать сотрудников на два учреждения, включая Дом Брагина. Значит, надо возобновить процесс обучения специалистов – нам нужны очень качественные, открытые и азартные люди, которые могли бы полноценно влиться в коллектив…»

На недавнем заседании «круглого стола» на тему «Историческое наследие Усолья как ресурс продвижения имиджа Пермского края» само Усолье было названо «историческим моногородом», а «Палаты Строгановых» – его градообразующим предприятием. И от того, насколько успешно будет развиваться музей, зависит и развитие туристического бизнеса в Усолье, и, как следствие, рост благосостояния усольчан.

Елена Николаевна Меркушева, заместитель директора Пермского краеведческого музея, считает, что «Палаты Строгановых» – это, пожалуй, единственный музей из более, чем тридцати муниципальных музеев Пермского края, который целенаправленно, на протяжении многих лет занимается продвижением современного искусства как российского, так и зарубежного. Причем, некоторые выставки настолько интересны и значительны, что на них можно было бы целыми автобусами возить экскурсантов из Перми и других городов края! Проблема только в том, чтобы вовремя донести эту информацию до людей, а здесь уже необходимо участие краевых СМИ…

«Для меня Стас Хоробрых настолько разнообразен как личность, – говорит Елена Николаевна, – что это как будто две личности «в одном флаконе»: есть один Стас – филолог, лингвист, увлеченный народными корнями, фольклором, экспедициями… и есть другой Стас, деятельность которого, с точки зрения тематики выставок, широты охвата культурного пространства, гораздо ближе к культурологической, чем к музейно-исторической. И это называется многообразием. Мне, например, как музейщику, не хватает здесь «темы Строгановых», а кому-то как раз интересно увидеть это многообразие, которым наполнено это уникальное место… Но сам факт, что Стас в Усолье есть, и вокруг него постоянно что-то происходит – Строгановская ли это регата или какой-то мастер-класс в Доме Брагина – это, конечно, замечательно, Усолью с ним просто повезло!..»

«Цель творчества – самоотдача, а не шумиха, не успех…», – так сформулировал суть творческого процесса Борис Пастернак. Музейное дело – это тоже процесс творческий, ибо человек, служащий ему, является проводником в мир Прекрасного. Будь он сам хоть трижды прагматиком – только полная самоотдача позволит ему справиться с такой миссией! Возможно, Стас прав, и слово «музейщик» тут действительно не слишком уместно. Однако, на мой взгляд, дело не в терминологии, а… в служении. Я немного представляю, о чем говорю, поскольку в молодости мне посчастливилось пять лет водить экскурсии в Государственном историческом музее, а именно – в Храме Василия Блаженного, что на Красной площади, и в музее-усадьбе «Коломенское»…

«Служенье муз не терпит суеты, прекрасное должно быть величаво…», – напоминает молодой Пушкин, и с ним трудно не согласиться. Директора «Палат Строгановых» в суетливости точно не упрекнешь – он все делает вдумчиво и вдохновенно. Музу, с которой связан служением Стас Хоробрых, зовут Клио – это муза истории. Древние греки обычно изображали ее со свитком или скрижалью в руках. Одной из задач Клио было – напоминать человеку о том, чего он может достичь, если правильно определит свое предназначение… Согласитесь – все сходится!

А закончить эти рассуждения хочется строчками мудрого Пастернака:

«…Но надо жить без самозванства,

Так жить, чтобы, в конце концов,

Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов…»

И это тоже как будто про него – такого «нестандартного», такого безгранично-патриотичного, самоотверженного и устремленного в будущее директора усольского музея «Палаты Строгановых» Станислава Валерьевича Хоробрых!..