В работах из проекта «Венеция» московский художник Татьяна Кроль создает парадоксальные образы времени и места, исследуя для себя поставленную эстетическую тему одиночества и красоты.
Венеция как никакой другой город связывает прошлое с настоящим. И это настоящее тоже ускользает. У каждого своя Венеция. Фееричная и повседневная. Праздник жизни – первое впечатление от пространства Венеции во время карнавала - пестрый, яркий, объединяющий, постепенно переходит к другим ощущениям – за каждой маской спрятанное одиночество в застывшем остановившемся времени. Идеальная Венеция, какой Кроль ее себе представляет сегодня – город прекрасных снов, воды, похожей на музыку, возникший из мечтаний, грез. Те фотографические снимки, которые были сделаны 10 лет назад, теперь по-другому интерпретируются, наполняются новыми смыслами. Используемые автором современные технические возможности передают ощущение зыбкости времени. Кроль использует в этом проекте оцифрованное многослойное монохромное фотографическое изображение, нанесенное на прозрачный плексиглас с помощью ультрахромовой печати.
Жизнь среди воды меняет понимание красоты. Главные дороги Венеции — вода вместо асфальта, повторяющая цвет неба и вбирающая пышность дворцовых фасадов. Создается ощущение, что архитектурные красоты города множатся, отражаясь в воде многочисленных каналов. Вода диктует свой ритм, свои звуки, запахи и темп всему, что над ней. Венеция - город бесконечных отражений, отражений в воде, как будто в зеркалах. Поэтому автор также использует и изображения на зеркальной поверхности. Зеркало как проводник времени. Зеркало не только эффектная форма – это переход отражения. Что происходит в зеркале, когда мы от него отворачиваемся? Оно хранит память всех тех персонажей, которые в него вглядывались и во времена Казановы, и во время Бродского. Работы Кроль – прозрачные призрачные сны, в которых автор гуляет с фантомами - томными персонажами, существующими словно тени-призраки, духи места. И вместе они гуляют по истертым старинным камням тихих переулков таинственного города-лабиринта, в котором с необычайной легкостью можно заблудиться, по многочисленным мостам и набережным с прекрасными палаццо, созерцая великолепнейшие гондолы, медленно рассекающие спокойную гладь воды.
«Для меня загадка, почему меня тянет в Венецию.
Любовь к Венеции - это страсть, наполненная
внутренним движением. Как меняется мое отношение к любви и страсти, ее тупики
улиц как глухие переулки моей памяти. И вдруг, кажется, что ты не выберешься из
этого лабиринта, заблудишься, пропадешь,
и вдруг неожиданно снова оказываешься у воды, и луч солнца умиротворенно касается
твоего лица. Венеция – это обреченность и Венеция – это надежда. Венеция для
меня и дальше будет наполняться новыми
смыслами, и выстраивать новые параллели.
Я хочу уйти от привычной Венеции. Для меня это место забвения и философского
погружения в безмолвие и одиночество. Когда вся суета
стремится мимо, а в поле зрения останется фрагмент чистой красоты. Это и есть
приглашение к путешествию в самого себя. Создавая этот проект, я мысленно
путешествовала по местам Казановы и Бродского, я смотрела «Казанову по
Феллини» и слушала Нино Рота, я читала Бродского «Набережная
неисцелимых», чтобы опять, в который раз погрузиться в атмосферу темы, волнующей
меня давно. С 2002 года, когда я впервые увидела Венецию и была потрясена этим
странным местом - печальным городом воды и отражения фасадов обветшалых
декораций-дворцов и бесконечных мостов и запахом водорослей морских глубин. Я
была очарована всей этой разрушающейся красотой невероятного города искусства,
медленно уходящего под воду, пустынного и таинственного, находящегося вне
времени и пространства. Метафизическое совершенство, возникшее вопреки природе
усилием воли художественного гения. Венеция для меня - это тема одиночества,
тема отстраненности, тайны, сокрытой за ставнями окон и дверей, и даже за
масками карнавала. И в своем проекте я размышляю над местом удивительного
притяжения изысканной красоты и туманного времени».