«Современная живопись Словакии. Избранное»
2014 год. Апрель
Как пишет куратор выставки Любомир Подушел: «Чтобы не быть поглощенным всеобъемлющим информационным Макдональдсом, художник сегодня особенно остро нуждается в осознании своей лексики, личного опыта и изобразительной традиции, к которой он ощущает свою принадлежность, наконец, пространства воспитавшей его культуры». Словацкое искусство не требует от зрителей априорно-заданных суждений, не навязывает какую-то определенную идеологию, не дает оценку и не ищет утраченный рай прошлого. Оно не скрывает интереса к презентации пространства словацкой и европейской культуры, из которого оно возникло, и которое сегодня быстро меняется. Указывая на эти перемены, оно говорит о том, что художественное произведение сегодня (особенно сегодня) рождается в конфронтации идей, в разрешении споров между массой и пространством, традицией и современностью, индивидом и обществом.
Декоративность, экспрессивность художественного языка, апелляция к идеям синтетического искусства начала ХХ века, свобода поиска – так выглядит словацкая национальная школа живописи в интерпретации художников проекта.
О художниках:
Катарина Алексеева-Фигерова (1963), выпускница братиславской Средней промышленной школы графики (SPŠG), свободный художник. Ее живопись – поэзия чистых форм: мягкость колорита, пластичность мазка, соединяются с сильной, хорошо простроенной композицией.
Мартин Келленбергер, живописец, один из лучших книжных иллюстраторов. Среди наград – Премия им. Людовита Фуллы (2001), в 2013 году художник был отмечен Международной премией им. Ганса Христиана Андерсена.
Мирослав Кнап (1973), живописец, график, иллюстратор, член Американского общества эстетики. Экспрессивный сюрреализм графических работ Кнапа отмечен Премией им. Сальвадора Дали и Премией им. Франца Кафки.
Мариан Комачек (1959) - основатель международных графических симпозиумов в г. Мораваны над Вагом, один из создателей общества графиков «G –bod», член Международного клуба художников «Art Diagonál» в Вене, член общества «Hollar», обладатель множества наград за малые графические формы, лауреат главной премии на XI Биеннале графики в Конфлан-Сент-Онорин (Франция, 2007).
Милан Лукач занимается камерной и монументальной скульптурой, живописью, рисунком и графикой. Среди наград – Премия им. Мартина Бенки (1988), Прикс-Итинерер в Салон Лёваллуа (1998). В 1990 году он получил награду Академии изобразительных искусств и Французского института в Париже.
Штефан Полак – художник метафизического переживания, в яркой насыщенности, или, наоборот, в строгой монохромности его работ, в их шероховатых структурах или изысканной лазури создается пространство, в котором стираются барьеры между искусством и жизнью.
Петер Полаг – одна из главных фигур современной словацкой арт-сцены. Поллаг создаёт богатые цветовые текстуры, смешивает слои красок. Его картины насыщены экспрессией чувств, сквозь нее проглядывают образы любимой Словакии и ее истории.
Душан Секела художник-монументалист, член Общества свободных художников и Союза художников Словакии. Работы Секелы находятся в коллекциях Галереи художников г. Спиша, Галереи изобразительного искусства в Прешове, Земплинском музее в Михаловцах, Областной галереи им. М.А. Базовского в Тренчине, Нитранской галереи, Восточно-словацкой галереи в Кошицах и др.
Алексей Войташек (1952), живописец, график. Иллюстратор словацких классиков – М. Кукучина, Л. Йеге, Й. Смрека; мировой литературы – Дж. Лондона, Э. Ремарка; современных словацких авторов – Д. Душека, Д. Гевьера и др. После 1989 года художника вдохновляют легенды об Атлантиде, античность, Библия. В его работах появляются архитипические знаки стихий – воды, огня, воздуха. Его вдохновляет философия и духовные поиски Дальнего Востока. Пространства его живописных работ наполнены сакральными смыслами, художник говорит о вере и надежде, как о «человеческом измерении» космического бытия.
Ярмила Велка (1953), использует в своих работах реплики ренессансной живописи. Комбинируя образы «высокой классики» с абстрактными фонами, она создает музыкальные пространства, лагуны иного времени.
Марек Житнян (1953), скульптор. В 2009 году получил премию Тибора Бартфая «За самую лучшую скульптуру 2009 года». Работы Житняна украшают города Словакии, Чехии и Голландии. В его живописных рельфах (живописью скульптор стал заниматься с 2010 года) нет ничего случайного, их шероховатая поверхность с включениями керамики, минералов испещрена знаками, архаическими символами нашей прапамяти.
Татьяна Житнянова (1956), живописец, график, книжный иллюстратор. Яркий, солнечный темперамент, заставляет художницу экспериментировать, пробовать себя в разных техниках, всегда находиться в поисках «нового». Но двумя основными жанрами для Житняновой являются живопись и графическое искусство: развиваясь от реалистичных работ, через экспрессионизм к почти абстрактным композициям она вновь возврашается к фигуративному искусству, чтобы на новом витке творчества нырнуть в поток дообразных ассоциаций, из которого впоследствии ее творчество выйдет обогащенным и преображенным. В 2011 году награждена дипломом Международной академии культуры и искусства «За вклад в поддержку культурных отношений между Словакией и Россией».
Куратор выставки:
Любомир Подушел (1953), историк искусства, доктор наук, автор монографий о жизни и творчестве Людовита Голошки (1983), Милана Мравца (1999), скульптора Тибора Бартфая (2000) и др. Куратор. Среди проектов - выставки Вильяма Хмеля (1978, Банска-Быстрица), Мартина Бенки в Словацкой национальной галерее (Братислава, 1988). Один из организаторов выставки «Современная словацкая живопись» в Государственном музее «Эрмитаж» (Петербург, 1982), а также – «Словацкий поэтизм» – для международного обзора сюрреалистического и фантастического искусства в Хельсинки и Стокгольме (1984), «Современное словацкое искусство» в рамках Дней культуры, в музее Истории искусств (Вена, 1985). В 2010 году Любомир Подушел был выдвинут на награду Милоша Александра Базовского за исследование и презентацию в области словацкого изобразительного искусства.