В
России история изданий для женщин началась в XVIII веке, но расцвет этого типа
периодики относится к первой трети XIX столетия. Появление и популярность
дамских журналов были связаны с развитием сентиментального направления в
литературе: в то время понятия разума и долга были отодвинуты на второй план, и
общество обратило внимание на «женское», «женственность», чувства и эмоции.
Появление дамских журналов было одним из показателей так называемой
«феминизации» русской культуры. Основными функциями дамской периодики того
времени, помимо развлечения, стали повышение культурного уровня и улучшение
воспитания женщин. Путем отбора литературных произведений, публикуемых в
журналах, издатели могли выражать собственную идеологию и формировать мнение
аудитории.
Женские
издания конца XVIII – первой половины XIX века подразделялись на следующие
типы:
-
литературные журналы («Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского
туалета» (1779), «Журнал для милых, издаваемый молодыми людьми» (1804),
«Кабинет Аспазии» (1815), «Дамский журнал» (1823 – 1883), «Лучи» (1850 –
1860)). Потенциальную аудиторию женских журналов этого типа составляли женщины,
интересующиеся литературой, историей, философией. Такая направленность дамской
прессы подчеркнула ее элитарность, доступность только узкому кругу образованных
читательниц.
-
журналы мод, домоводства, рукоделий и литературы («Магазин английских,
французских и немецких новых мод» (1791), «Модный вестник» (1816), «Ваза» (1831
– 1884), «Гирлянда» (1846-1860) и др.). Издания этого типа были адресованы
женщине-жене, хозяйке и матери, то есть они были направлены на внутрисемейные,
личные интересы аудитории. Журналы размещали на своих страницах статьи на темы,
связанные с внешним видом, ведением домашнего хозяйства, женскими ремеслами.
Рецепты, советы, уроки мастерства обеспечивали широкий читательский круг
женщин-домохозяек.
Историки
считают, что первым дамским журналом в России стало «Модное ежемесячное издание,
или Библиотека для дамского туалета», выпущенное в 1779 году знаменитым
литератором эпохи Екатерины II Николаем Новиковым с целью реализации его
просветительской программы. Журнал появился благодаря официальному разрешению
государства на деятельность для частных издателей. Впервые в названии журнала
было использовано слово «модный», которое до этого не употреблялось даже
применительно к разделам изданий. «Библиотека…» была многопрофильным журналом,
где публиковались эпиграммы, сказки, стихотворения, поэмы, анекдоты, шарады,
загадки, переводы Овидия и Расина, пьесы Сумарокова, а также модные гравюры.
Основной целью журнала было заявлено «доставить прекрасному полу в свободные
часы приятное чтение». Он стал прообразом не только журналов мод, но и изданий по
рукоделию и домоводству.
В 1804
году Михаил Николаевич Макаров выпустил «Журнал для милых, издаваемый молодыми
людьми». Он стал не только издателем, но и главным редактором. Также в
редакционную коллегию входили С. И. Крюков и князь П. И. Шаликов, который
позднее сам выпустил популярный женский журнал. Содержание «Журнала для милых»
было откровенно сентиментальным. В первом номере в письме от издателя было
сказано: «Женщины – самое милое, любезное, можно сказать, божественное
творение; без женщин мы бы не могли существовать. Женщины – творение, любимое
всею природою. Если женщина имеет худой, испорченный нрав, кто тому причиною?
Мужчины! Им мудрено ли превратить кроткого агнца в тигра. Божественное творение
иначе не могло создаться, как с ангельским нравом».
Во
второй половине XIX века в женской прессе произошли изменения. Тип женского
литературного журнала был заменен на литературно-общественную периодику.
Издания теперь занимались не только воспитанием читательниц, но и изменением их
менталитета. В журналах мод, домоводства, рукоделий и литературы расширилась
структура изданий: появился отдел фельетона – раздел светской хроники.
В 1867
году Герман Дмитриевич Гоппе выпустил журнал «Моды и новости», который позднее
был переименован в «Модный свет». Он был хорошо иллюстрирован, давал подробные
изображения туалетов, к нему прилагались раскрашенные от руки цветные рисунки.
В журнале печатались заметки по этикету, кулинарии, воспитанию, образованию.
Статьи о моде переводились из французских журналов и представляли собой
подробное описание нарядов и аксессуаров. В 1883 году журнал «Модный свет» и
слившийся с ним «Модный магазин» (1862) стали выходить в издательстве Гоппе под
названием «Модный свет и модный магазин».
С
наступлением нового века и развитием полиграфии издатели многочисленных дамских
журналов стараются сделать свои «детища» наиболее привлекательными и
конкурентоспособными, одни из них делают ставку на только что появившуюся
модную фотографию, другие — на графическое искусство и имена популярных художников.
В XIX веке женский костюм имел
очень вычурные формы. Он не соотносился с трудовым образом жизни. Моду
диктовали модницы Парижа. Только очень богатые дамы позволяли себе заказывать
платья у портних. В 1900-е годы в газетах можно было найти информацию, что
светские модницы, готовясь к балам, заказывают себе эскизы платьев у известных
художников, но не афишируют их имен, так как подобная работа считалась
недостойной кисти настоящего живописца. Многие шили платья сами и пользовались
готовыми выкройками.
Предметы отделки стали создаваться фабричным способом и утратили былую ценность. Костюмы создавались, как театральные. Модно было подчеркнуть естественную талию и использовать нижнюю волосяную юбку кринолин. Под юбку одевался каркас из металлических обручей и юбки становились очень пышными. Под такое платье одевался корсет. В качестве верхней одежды были жилеты, перелинки, накидки, фигаро, мантильи. Для прогулок использовали жакет приталенный - казакин. В причёске доминировали пышные шиньоны. Ткань на платья была самой разнообразной. Отделкой платья служили кружева, бахрома, ленты, вышивки, тесьма, искусственные цветы. Особенно модной была кружевная или тюлевая бальная накидка - иллюзион. В моде была ткань очень кричащих тонов. От красного до зелёного и золотистого. Дополнение к образу являлось сумочки, лорнет и зонтик на который опирались при ходьбе. Очень модной оставалась фигура, слегка наклоненная вперёд.