«Опустошение пейзажа»
2015 год. Январь
Выставка «Опустошение
пейзажа» – про современный мегаполис и его горожан. В большом городе казалось
бы всего много – перспектив, возможностей, смыслов, он избыточен, отягощен
перепроизводством. Но человек здесь остается наедине с собой, город наполняется
толпами одиноких. Для каждого в нём есть лишь свое небольшое место: город
воспоминаний, город идей, город мечты. Наша выставка про тот пейзаж, в котором
остается главное. О главном размышляют молодые, но опытные живописцы: Александр
Дашевский, Павел Отдельнов, Мария Погоржельская Диана Мачулина, Марина
Федорова. В последние 15 лет эти имена постоянно присутствуют в пространстве
отечественного искусства со своим узнаваемым языком. Современная живопись,
пережившая искушения постмодернистской иронией, дигитальной фотографией и
ревизией самой себя – их территория творчества. Все они продолжают поиск новой
выразительности, порой довольно рискованно отказываясь от опробованных находок.
Формально они могут быть поровну разделены на москвичей и питерцев, но главное
– они художники большого города, со всей противоречивостью его прагматики и
поэтики. Их объединяет укорененность в традиционном языке станковой живописи и
тематическая общность. Говоря обобщенно, если Дашевский, Отдельнов, в своих
работах выстраивают пространство, то Погоржельская и Федорова населяют его
персонажами, что видится как взаимодополняющие свойства.
Менталистско-формальные категории отчетливо прослеживаются в «мужских»
картинах, эмоционально-содержательные – в «женских», хотя такое деление довольно
условно, ведь городская среда агрессивна, полна соблазнов, и горожане часто
играют в гендерные прятки. Художники склонны к обобщениям и внимательны к
мелочам, они ищут развернутые визуальные ответы на простые вопросы, которые
каждый день задает им город. Четверо художников – жители и наблюдатели своего
города, сохраняющие различную интонацию и пластику, остающиеся в изменчивом
урбанистическом ареале и меняющиеся вместе с ним. Этим они и интересны.