«Каслинское литье»
2015 год. Июль
Указ Петра I от 1719 года «…всем и каждому, какого бы чина и достоинства ни был, во всех местах, как на собственных, так на чужих землях, искать, плавить и чистить всякие металлы и минералы…». В Петровскую эпоху богатый недрами Урал становится центром черной и цветной металлургии.
Мы привыкли, что изящество присуще мягкому, воздушному, гибкому, умеющему менять форму и выглядеть грациозно. Создавая почти на протяжении двух веков предметы высокого художественного литья из чугуна, каслинские мастера развеяли это представление, задав стиль и заслужив признание во всём мире. История каслинсокго завода прошла большой путь – от ядер для пушек до малых изящных форм.
В 1747 году тульский купец Яков Коробков, внучатый племянник Никиты Демидова, на Каслинском истоке, между озерами Большие Касли и Иртяш, заложил чугунолитейный и железоделательный завод в Исетской провинции, ныне Челябинская область. Через четыре года в августе 1751, статский советник Н.Н. Демидов перекупает у Якова Коробкова Каслинский завод за 10 тысяч 500 рублей.
В 1758 году Каслинский завод переходит по наследству к четвёртому сыну Демидова, так же наречённому Никитой. Младший Никита Никитич проводит серьёзную реконструкцию завода и расширяет его производство. Завод в год стал давать более ста тысяч пудов чугуна, основная часть которого шла на железо и выполнение военных заказов по изготовлению пушечных ядер.
В 1805 году Каслинский завод вместо одной деревянной уже имел четыре каменных фабрики. В таком виде он перешёл по наследству внучатому племяннику Никиты Демидова к Петру Демидову, который в 1809 году продал завод за семьсот тысяч рублей купцу Льву Ивановичу Расторгуеву. Тот почти полностью переориентировал производство в военное. Но именно при нём, с конца 1815 года, в Каслях начинают отливаться котлы, рукомойники, лотки, утюги и разного вида чаши под руководством местного литейного мастера Никиты Захаровича Теплякова.
В 1823 году заводом начинает управлять Григорий Федорович Зотов. С его приходом каслинские мастера начинают производство художественного литья, взяв за основу немецкие отливки. Их привёз Зотов из Берлина, где в 1820 году посещал металлургические заводам Пруссии, а также художественное литье бронзолитейной мастерской Верх-Исетского заводы. Каслинцы быстро освоили привезенную немецкую технологию художественного литья в сухую песчаную форму, внесли в нее свои новшества и с успехом стали применять для отливки статуй, бюстов, скульптурных групп и прочих изделий.
1824 год можно считать годом рождения каслинского художественного литья. Графическая чёткость силуэта, сочетание тщательно отделанных деталей и обобщённых плоскостей с энергичной игрой бликов, покрытие готовых изделий черной краской особого рецепта, так называемой голландской сажей, сложились в XIX веке. В основном скульптура выполнялась по моделям известных скульпторов П. К. Клодта, Е. А. Лансере, П.-Ж. Мене, О. Таёжной, Н. А. Лаверецкого, Р. И. Баха и его двух сыновей Р. Р. Баха и Н. Р. Баха, М. Д. Канаева, а также местного уральского мастера В. Ф. Торокина и других. В конце 1840-х годов здесь начали выпуск трёх видов подсвечников - черных, лаковых и бронзовых. Помимо узорчатых тарелок, производились молочники и марочницы нового образца, садовые диваны и чугунные кресла.
С пуском в 1852 году второй каслинской вагранки начинается производство ажурных решеток, оград, половых плит, надгробных памятников со сложными орнаментальными рельефами, расширяется выпуск садово-парковой мебели: скамеек, диванов, кресел, столов и стульев.
При Г.В. Дружинине, который становится новым собственником завода, страстном коллекционере и поклоннике искусства, управляющим своим заводом он назначает опытного специалиста А.Д. Одинцова. При нём коллекция художественного литья увеличивается в два раза. Именно на него легла основная подготовительная работа в участии завода во всероссийских и всемирных выставках.
Подлинной зрелости каслинская школа художественного литья достигла в 80 - 90-е годы XIX века. Важную роль в создании признанного всеми бренда «Касли» играло регулярное участие Каслинского завода во всероссийских и международных художественно-промышленных выставках и ярмарках, на которых представлялись лучшие образцы продукции ведущих металлургических предприятий. Мастера чугунолитейного производства особую любовь питали к изделиям анималистического жанра. Фигурные изображения коней, собак, оленей дополняли вазы, коробки, пепельницы, служили самостоятельными украшениями интерьеров. Родоначальником уральской анималистической пластики считается малоизвестный нижнетагильский мастер Ф. Звездин. Его ранняя копийная работа «Бык» в течение долгих лет тиражировалась Каслинским заводом.
Почти трехвековая история завода, талант художников, мастеров-формовщиков, литейщиков, чеканщиков, мастеров по окраске изделий сделали каслинское чугунное литье уникальным явлением в художественной промышленности России, подлинным достоянием русской культуры и отечественной истории. Они являются ярким образцом мировой художественной практики.
В период с середины 1880-х гг. по 1914 год производство художественного литья Каслинского завода достигает наивысшего расцвета. Это был золотой век каслинского художественного литья, пик которого, как пишет Б. В. Павловский, пришелся на 1880–1900 гг., когда были выпущены все наиболее значительные произведения каслинской скульптуры. На протяжении этого периода каслинское художественное литье из чугуна не знало себе равных ни в России, ни в мире. В 1896 году на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде Каслинский завод получил высшую награду — право ставить на изделия клеймо с Государственным гербом России — двуглавым орлом. Этот успех стал прелюдией полного триумфа в 1900 году на Всемирной художественно-промышленной выставке в Париже: каслинская экспозиция, которая была представлена в ажурном чугунном павильоне, получила высшую награду – Большую золотую медаль.
Произведения каслинских мастеров-самородков имели на рынке небывалый спрос и приносили заводу хорошую прибыль. Они нашли гораздо более широкого потребителя, чем многие из моделей знаменитых скульпторов, за которые приходилось платить большие деньги.
В настоящее время даже самая простая, обыденная вещь, изготовленная на Каслинском заводе в ХIХ – начале ХХ в., представляет интерес для антикваров, а многие изделия, авторов которых, к сожалению, установить уже практически невозможно, оцениваются теперь как художественные произведения.
С началом Первой Мировой войны производство художественного литья было прекращено и сам завод был переориентирован на выпуск военной продукции, а с 1920 года вновь возобновлено в небольших количествах.
Самая большая коллекция каслинского литья сегодня представлена в екатеринбургском музее изобразительных искусств. Современные Касли являются единственным городом в мире, где находится специализированный музей художественного литья. Музей «Палаты Строгановых» представляет выставку каслинского художественного литья из частной коллекции Геннадия Петровича Шехматова (г. Усолье). Геннадий Петрович собирает коллекцию литья уже более тридцати лет.