С 1 января 2013 года в музее «Палаты Строгановых» начала работу выставка работ словацких художников «Восемь».
Причины и поводы для проведения выставок могут быть различными, и не всегда они важны для конечного образа экспозиции. В случае с Выставкой восьми преподавателей рисунка не нужно было бы искать причины ее создания, если бы здесь не был заложен смысл всего проекта. Восемь преподавателей Высшей школы изобразительных искусств в Братиславе согласились представить свои произведения в одном зале по простой причине – они вместе работают в мастерской рисунка. И оказывается, что простой и ненадуманный повод способен создать естественный контекст и показать связи, которые не рассматривались ввиду своей очевидности. Преподавание рисунка, их одна общая платформа может стать тем самым чудесным ключом к пониманию как всей выставки в целом, так и отдельных произведений на ней.
Вопросы, связанные с рисунком и обучением, от
философских до технических, бесспорно отражаются и в подходах авторов к
творчеству. А к искусству каждый приходит своим путем, и приоритетами
становятся различные стороны и нюансы. Кто-то больше внимания уделяет выразительности и техничности, другой –
смысловой составляющей или концептуальной базе. Но ни один из восьми
художников-педагогов не является ярым догматиком и пропагандистом одной линии.
Современная графика это пространство для свободного выбора, а не строгих
предписаний. Индивидуальный подход к рисунку, о котором было ранее сказано,
можно проследить в большей или меньшей степени и в их творчестве, и в их
отдельных работах.
Милош Бодя в словацкой художественной среде известен,
прежде всего, как автор объектов, но он создатель и нескольких видеофильмов,
циклов фотографий, живописных работ. Его диапазон - от классической живописи до
утонченных обработанных фотографий. В творчестве у него всё связано со всем, и
объединяющей линией служат его залитые объекты, доделанные ready-made,
которые становятся то истоком, то финалом процесса его работы.
Станислав Бубан в последние годы свои
художественные сюжеты представляет посредством фигуральной живописи. Способ,
которым он будет писать, всегда избирается в зависимости от настроения,
содержания и сути задуманного. И поэтому иногда его произведения отсылают к
живописной технике старых мастеров, а иногда они как аккорды будто бы
«набросанной» живописи. Но в любом случае
его картины это взгляд или погружение в человеческую душу,
мучающуюся вопросами вины, совести, греха. И тогда вроде бы индивидуальная
драма становится общечеловеческим посланием. Изображенный мужчина, одетый в
костюм и стоящий на коленях со
склоненной головой, это не только подавленный человек, но и образ современности в начале
ненасытного мира, находящегося сегодня на грани краха.
Давид Чарски, наоборот, использует цвет и художественные
приемы для выражения самых глубоких свойств образа и живописи. Его абстрактные
работы - это рассказ о возможностях краски и картины «без сюжета». Живописную
массу он разбивает на несколько оттенков, которые изучает в разных полях той
или иной картины в тонких цветовых отличиях. Эти отдельные поля, держащие цвет
в четких коридорах, составляют композицию картины. А границы фиксируются только легким колеблющимся
движением шпателя, скрытым в геометрической форме образа.
Эмоке Варгова живет
в своем мире и повествует о нем. Примерно так можно было бы охарактеризовать ее творчество. Критики пишут
о присутствии женского начала, которым автор наделяет свои работы. Она пишет,
рисует, шьет, снимает фильмы, фотографирует, создает скульптуры, объекты и
инсталляции таким образом, чтобы кратко, зачастую иронично и с юмором
рассказать историю, которая есть в каждом ее произведении.
Святоплук Микыта работает в разных
направлениях, чередуя темы и художественные стратегии. Он переходит от
рисунков-набросков с национальной темой, этих своеобразных заметок к нашей
словацкой общественной реальности к так называемым пре-рисункам, в которых
мягким вмешательством он дополняет оригинальные рисунки или фотографии. Точным сдержанным рисунком включаясь в оригинал,
он работает как с хайку: почти из ничего появляются гроздья богатых метафор.
Штефан Ослей, наоборот, в своих работах сознательно
обращается к эмоциям, скрытым и непонятным. Он прячет их в сюрреальном мире,
как во внешнем, так и в невидимом внутреннем. Внешний показан как мир невероятной архитектуры, а внутренний как
«существо, которое решительно о чем-то заявляет, но заметно, что потом оно в
этом засомневается. Суть этого сообщения, однако, нам не известна, ведь мы не
понимаем ни его речи, ни его мыслей».
Растислав Тризма скульптор «старой
школы». Ему нужно обрабатывать материал, моделировать, тесать, добавлять или
отнимать. Сегодня это гипс, как бы не имеющий эффектных качеств. Парадоксально,
но именно хрупкий и невыразительный гипс силен тем, что не привлекает к себе много
внимания и позволяет скульптуре быть максимально выразительной. Белые гипсовые
скульптуры Тризмы, эти элементарные фигуры воздействуют на зрителя без
чего-либо лишнего как вещественное
воплощение метафоры.
Марек Кветан обыгрывает предметы и ситуации, которые мы
воспринимаем как обычные и само собой разумеющиеся. Суть его мышления и работы в изменении взгляда
на них, в замене смысла, в сдвиге и переносе туда, где их быть не должно, но
они могли бы быть. Он что-то где-то вносит, убирает, делает неясным, и ситуация
уже воспринимается как курьез, суть которого мы понимаем через привлекательный
защитный покров. Марек Кветан постоянно и иронично сомневается, ставя под вопрос постулаты большого
мира и мира малого – нашего мира искусства.