Владимир Четкович (Белград, Сербия), иконописец-миниатюрист, его иконы, кресты украшают храмы и частные дома Сербии, хранятся в коллекциях Черногории, Греции, Кипра, Словакии, Италии, Англии, России.
Академический рисунок, тонкое чувство формы (любую, самую маленькую деталь его работы можно представить увеличенной до размеров фрески), новизна при всей каноничности сюжетов, все это - «от сердца», от того переживания Красоты Бытия лежащего в основе православной традиции, которое и составляет суть ее канонов. К религиозной живописи Четкович пришел от трагических событий новейшей сербской истории, на фоне краха инфраструктур обычной жизни, но «простого ремесла» не получилось — здесь он нашел красоту Литургии, без которой по его словам «икона невозможна». Отсюда отсутствие благочестивого формализма, к сожалению присущего многим художникам, работающим в этом направлении. В этом отношении графика художника (Четкович окончил факультет графики белградского Института искусств) так же чувственно-неформальна. На первый взгляд между ней и тем, что художник делает в иконописи если не пропасть, то большое расстояние. Созерцательность его религиозных сюжетов, контрастирует с экспрессией литографии и рисунков. Здесь продолжает себя традиция, нашедшая свое воплощение в художниках группы «Мост», традиция немецкого экспрессионизма и - глубже - немецкая романтическая традиция. Красота в этом мире деформирована нашими страстями, желаниями, хаосом чувств и мыслей. Эта «смятая» красота проживаемой нами жизни, образы, схваченные на лету, в момент страстной захваченности запахом, вкусом, осязанием, мечтой. Но разве не та же страстность в эмоциональной насыщенности его иконных сюжетов? Сцены из Книги Бытия, Евангелия удивительно красочны. Их видимая статичность несет в себе яркость, богатство эмоциональных оттенков, отраженных в вариативности тонов. Созерцание рождается из упорства, с которым художник вглядывается в своих «персонажей», создавая на малом пространстве миниатюры целый мир. То, что было «скомкано», «деформированно» на поверхности мгновений, здесь внутри литургического хода вещей расправляется, предстает в своей первоначальное красоте. Но это те же самые сюжеты земной жизни, просто вернувшиеся в тот райский сад, из которого мы когда-то вышли, чтобы найти его посреди жизни, как зерно Царства Небесного. Именно экспрессия отдачи созерцанию восхищает, смешает зрителя в сторону восприятия Источника всех этих красок, образов, линий. Заставляет признать объективность для личного бытия этой субъективно-прекрасной смысловой реальности.
Сюжеты
литографий, эстампов, рисунков представленных на выставке «Сюжеты для одинокой
души» соотносятся с двумя основными для
художника темами — это тема человека и семьи, рода (в том числе и рода
человеческого) и земли, пространства в котором разворачивается божественная
комедия истории. Пейзаж родного края,
который художник любит рисовать на иконах за спинами сербских святых, здесь -
пространство сказочной мистерии. Деревья с монастырями в кронах,
деревья-острова парящие над землей, святой Савва, старцы: природа хранит в себе память о человеческих деяниях,
страдает вместе с человеком и радуется вместе с ним.
Если
природа эпична, то человек трагичен: танцовщица, семья, друзья.., их лица —
маски радости, печали, страсти и маски
эти мало чем отличаются от ритуальных масок индейцев амазонских джунглей. Кто
они на самом деле? Что они чувствуют? Словно герои Софокла и Еврипида, они
кажутся неотделимы от своей судьбы, еще неведомой им но уже предначертанной
всем укладом их повседневности.
Всматриваясь
в открывающееся на скорости пространство, художник одинок тем одиночеством,
которое трудно прожить и разделить: с настоящими художниками человеку часто
неуютно, жизнелюбы, они не умеют
скрывать знания о том, что видят под нашими печалями и радостями, как и под
успокаивающе-прекрасной маской голубого неба. И нам страшно, словно мы нагие и
Бог снова ищет нас. Надо быть самому художником, чтобы принять этот взгляд... и
восхитившись игрой красок и ритмом линий увидеть бездну, как пространство
«полное звезд».
Выход
из двойственности земной и небесной
природы у Четковича иконологичен, экспрессия и есть форма созерцания, природа
человека раскрывается в этом процессе, как природа, отражающая в себе память о
небе и стихиях земли.
Графическое
искусство Владимиро Четковиче отмечено первыми наградами как в Сербии, так и
в других странах.
Выставку «Сюжеты для одинокой души» в музее «Палаты Строгановых» открывала Алла Надеждина, куратор выставки, корреспондент журнала «Диалог искусств», сотрудник Словацкого института.