Усольский историко-архитектурный музей
«Палаты Строгановых»

Время работы
Среда — воскресенье с 10:00 до 17:00
Понедельник, вторник — выходной день
«Радикальная вышивка»
Проект «Радикальная вышивка» посвящен трансформациям, произошедшим за последний век в этом искусстве. В России, как и во многих европейских странах техника вышивки перешла в инструментарий современного искусства. Известному расшитому «Званому ужину» феминистки Джуди Чикаго уже около 40 лет, именно тогда появились первые опыты использования традиционных рукодельных технологий в актуальном искусстве. Вышитые работы можно увидеть в музее искусства и дизайна Нью-Йорка, в программах международных биеннале: на последней биеннале в Венеции куратор Массимилиано Джони включил в основной проект большое количество вышивок.

Интерес художников к игре с тканями, нитками выявляет новые возможности материалов и способов их обработки и порождает принципиально новые художественные идеи. Проект журнала «Декоративное искусство» сосредоточен на вышивке, реализующей концепцию художника.

Важное место в проекте занимают работы Агнессы Столпер, непрофессиональной художницы, в 1950-60-х годах вышивавшей копии с картин, опубликованных в «Огоньке», а так же с многочисленных открыток издательства «Советский художник». Ее вышивки имеют характер карандашного рисунка, где каждый стежок имитирует штрих карандаша.

Оригинальность вышивок Александры Лукашевкер – имитация живописной техники. Художник-монументалист, автор многих известных мозаик в столичном метро в конце 1970-х годов начала делать камерные вышивки шелком и шерстью.

В «Радикальной вышивке» соприкосновение ткани и нитки не имеет очевидного, бросающегося в глаза проявления искусности мастерства. Техническая составляющая работ является формальным способом выражения и переосмысления задуманного и переживаемого. Критерий рукоделия не включен в концепцию актуальных художников, таких как Мария Арендт или Андрей Кортович. Даже возникающие технологические новшества не самоценны, а порождены необходимостью формирования внутреннего пространства работы или служат передаче цвета.

Примечательно, что при этом общее настроение проекта – тактильная радость работы с материалом. Думается, именно она заставляет актуальных художников вновь и вновь обращаться к трудоемкой технике.

В рамках проекта «Трансформация традиции»

При поддержке Министерства культуры РФ

Участники: Мария Арендт, Вера Гаранина, Лариса Звездочетова, Андрей Кортович, Александра Лукашевкер, Елена Мунц, Ольга Носенко, Наталья Опарина, Ирина Петракова, Надежда Эверлинг, Анна Рязанова.

Организаторы: Журналы «Диалог искусств», «Декоративное искусство»; Фонд поддержки современного искусства «Артпроект».

Куратор проекта «Трансформация традиции» Светлана Гусарова.