Дагестан в переводе означает «Страна гор». В Дагестане бытует сказка о
всаднике, который вез народам мира языки. В мешке их было множество. Пересекая
горы, усталый конь споткнулся и мешок зацепился за скалу. Вниз по каменным
уступам покатились языки, которые достались местным жителям, каждому селению – свой.
Эта легенда дала, вероятно, Дагестану второе название – страна языков. Среди
крупных народностей Дагестана, имеющих свой язык, можно назвать аварцев,
даргинцев, лезгинов, лакцев, андийцев, цезов, годоберинов, тиндалов, чамалов,
бежтинцев, агулов, табасаранов. 72 языковых наречия насчитывают народности
Дагестана.
Дагестан известен множеством
ремесел, остановимся на медночеканной посуде, местами ее производства стали
селения, расположенные около крупных разработок залежей меди: даргинское
селение Кубачи, лакские – Кумух и Кунди, аварское селение Гоцатль. Чеканная
утварь имелась в каждом дагестанском доме, она была очень практичной легко
правилась, хорошо лудилась, не разбивалась, при необходимости переплавлялась и
делалась заново. До середины XIX в. посуду ковали из куска меди, лишь после
установления торговых связей с Россией утварь стали чеканить из листовой меди и
латуни. В ассортимент медных изделий входили большие водоносные сосуды, кувшины–водолеи
для, маленькие кувшинчики и кружки для питья, подойники,
кувшины для молочных продуктов, засолки сыра, кувшины для мерки веса, настенные
блюда с крупным орнаментом, служившие для украшения стен сакли.Водоносные кувшины у
народов Дагестана имеют свое название: «вараки» (лакские), «эрет» (аварские), «кутка» (даргинскик). Водоносные
кувшины несли с родника, наполнив водой с помощью специальных ремешков, ярко
украшенных специфическими узорами и сотканных на специальном станке.
Сосуды
для воды при большом разнообразии форм отличались смысловым единством. Их
объединяет наличие узкой шейки и выпуклого тулова, что вызывает ассоциации с
женской фигурой. Они не случайны, так как вода считалась женской субстанцией.
Иногда на сосудах изображаются украшения женского костюма. Символы воды
преобладают в орнаментике сосудов. Кружки и бугорки были изображением капель
воды, а полосы символизировали водяные струи. Дуги, возможно, изображали
облака, полные небесной влаги. Смысл имели даже полоски, которые образовывались
на месте соединения деталей кувшина: по местным поверьям, в орнаментированном
сосуде вода сохранялась лучше.Кубачи
Самым известным центром обработки металлов в Дагестане является селение
Кубачи, которое находится на высоте 1750 метров, здесь проживает один из исконно
кавказских народов – даргинцы. В Кубачи около 3 тысяч жителей, говорящих на
особенном кубачинском диалекте даргинского языка. Прижатые друг к другу дома
напоминают одну большую постройку, где двор одного дома служит крышей для
другого. Раньше по крышам домов можно было пробежать по всему селу сверху вниз –
отличнейший был бы roof– tour!Большие кубачинские
водоносные сосуды «мучалы» имеют оригинальную форму, настолько нестандартную,
что можно поверить в легенду, которую хранят жители Кубачи. Во время нашествия жестокого Надир– шаха персы окружили Кубачи.
Казалось, гибель была неизбежна. Хитроумные кубачинцы поставили на крышах домов
мучалы и подожгли рядом с ними негашеную известь. Столбы дыма устремились в
небо. Глянув в подзорную трубу, шах решил, что на каждой крыше стоит по пушке.
Он отказался брать Кубачи и велел отступать. Черные мучалы сделаны из красной
меди, имеются светлые мучали из желтой меди. Объем 1–1,5 ведра.
Когда кубачинки несут воду в кувшинах из источников, расположенных на окраине селения, то для равновесия один небольшой кувшин «кутка» привязывают специальной широкой лентой, перекинутой через плечо, к другому большому кувшину – «мучалу» . Концы лент с длинной бахромой выступают спереди под углом почти до уровня колен. Интересен и разнообразен орнамент небольшого кувшина – водолея «кунне». Характерная его особенность – носик, загнутый в обратную сторону. Такой изгиб не позволял проливать воду, когда кувшин подвешивался за ручку на цепь, т.е. находился в наклонном положении. Кувшин использовался для омовения и других гигиенических целей. Медные литые котлы в Кубачах и в наше время хранятся в комнатах–музеях, выставляются на самом почетном месте, высоко чтятся и передаются из поколения в поколение как часть приданого дочери. И по сей день, котлы используются во время больших общественных ритуальных трапез: свадьба, похороны, поминки и т. д. Кубачинский сосуд «нукнус», напоминающий ведерко, также
оригинален по форме. Нукнус, являясь частью приданого, имел обрядовое
назначение: в нем невеста приносила в день свадьбы муку, сахар или мед с
ложками, воткнутыми черенками вниз. Через сорок дней содержимое ведерка
раздавалось жителям селения. Богатая невеста также приносит в дом жениха нукнус
с крупными кубачинскими кольцами и браслетами. В обычное время нукнус стоит
почти без употребления и служит лишь украшением и знаком зажиточности и
семейного благополучия в жилище кубачинца. Ведерки обычно занимают
верхнюю полку в комнате – музее и служат доказательством богатства хозяина. Их
количество в домах колеблется от четырех до десяти. Кубачинки чистят эти
ведерки древесным углем с таким усердием, что часто протирают их до дыр: существует
поверье, что нечищеная посуда привлекает злых духов, которые боятся блеска.
Основной мотив орнамента на нукнусе — «копытца», соединенные между собой точечным узором, который образует звездочки,
полукружия. Кубачинский сосуд «нукнус». Высота 20– 25
см. Верхний диаметр до 23 см.
Один из
кубачинских свадебных ритуалов называется «принести посуду». На третий день
свадьбы, до полудня, после того, как родственники уже поздравили новобрачную и
вручили ей свадебные подарки, близкие родственницы молодоженов идут в дом
родителей новобрачной и забирают заранее приготовленную металлическую,
фарфоровую и фаянсовую посуду – обязательную часть приданого дочери, а также
платья, отрезы тканей для платьев, платки, головные покрывала каз, обувь и
другие подарки невесте, принесенные родителями жениха накануне свадьбы. Затем
женщины возвращаются в дом молодоженов. Обряд этот носит торжественный характер
и называется – «принести мешочки», т.к. подарки невесте накануне свадьбы
приносили в красивых, расшитых небольших мешочках, другое название обряда хата –
«принести посуду». Женщины несут переданную дочери ее родителями посуду и
подарки родителей жениха Процессия сопровождается музыкой – играют на барабане
и зурне. В ней участвуют и мужчины, но вещей они не носят. По пути устраиваются
танцы. По прибытии в дом молодоженов вещи предварительно раскладывают по своим
местам.
Лакцы
Вторым крупным центром художественном обработки металла в Дагестане после
Кубачей является лакское селение Кумух с прилегающими к нему населенными
пунктами — Хури, Цовкра, Чара, Унчукатль, Кунди и другими. Из меди изготовляли
разнообразную утварь, отличавшуюся изяществом форм, простотой декора,
наносимого штихелем по луженой поверхности. Наибольшее распространение среди
произведений лакских мастеров получили водоносные сосуды «вараки» и водолейные кувшины «гунгуми», которые применялись для
омовения и гигиенических целей, их еще называют кувшины – рукомойники.
Аварцы
Почти в каждом аварском
селении были мастера медночеканного дела. Наиболее известными центрами этого
ремесла считаются аулы Гоцатль и Ичичали. Аварские водоносные кувшины «эрет» из
Гоцатля выполнялись из красной меди и покрывались полудой. Это строгие
монументальные изделия с шаровидным туловом, высоким узким горлом и откидной
крышкой. Методом гравировки на изделия наносятся различные орнаменты. На более
старых изделиях, покрывавшихся полудой много раз, гравированный орнамент почти
не виден, а основную декоративную роль играют чеканные элементы.