Усольский историко-архитектурный музей
«Палаты Строгановых»

Время работы
Среда — воскресенье с 10:00 до 17:00
Понедельник, вторник — выходной день
Конференции. Семинары. Круглые столы

«Вопросы истории и культуры Пермского Прикамья». Всероссийская научно-практическая конференция («Строгановские чтения» - I), 17-19 сентября, 2004, Усолье

На конференции были представлены новые открытия, исследования, взгляды в области исторических, социально-политических, культурологических наук. Значительное место уделялось известной российской династии предпринимателей, государственных, военных и общественных деятелей – Строгановым. Рассматривались проблемные вопросы изучения, сохранения, использования памятников истории, культуры и природы Пермского Прикамья и сопредельных территорий.

В работе конференции принимали участие ведущие специалисты в области лингвистики, истории, философии, социологии: В.Ю. Черных, доктор философских наук, профессор кафедры истории, политологии и социологии ПГМА; И.А. Подюков, доктор филологических наук, профессор ПГПУ; Г.Н. Чагин, доктор исторических наук, профессор ПГУ; В.В. Шилов, кандидат исторических наук, доцент кафедры древней и новой истории ПГУ; Г.П. Головчанский, старший преподаватель кафедры древней и новой истории России ПГУ, руководитель Камской археологической экспедиции ПГУ.

Итогом работы конференции явился сборник «Вопросы истории и культуры Пермского Прикамья». Материалы Всероссийской научно-практической конференции («Строгановские чтения - I»), Березники: ИД «Типография купца Тарасова», 2004 год, 192 стр.


«Любовь пространства…»: поэтика места в художественном мире и судьбе Б. Пастернака». Международная научная конференция. Круглый стол. 10 июля, 2006, Усолье 

В работе круглого стола приняли участие: В.В. Иванов, академик РАН, профессор Стэнфордского университета (США), директор Института Мировой Культуры МГУ, директор Русской Антропологической Школы РГГУ; Т.В. Цивьян, профессор, зам. директора Института Мировой Культуры МГУ, зам. Председателя Совета по мировой культуре РАН; М.Л. Спивак, старший научный сотрудник музея Андрея Белого, глава комиссии по литературному наследию Андрея Белого; Н.А. Фатеева, доктор филологических наук, старший научный сотрудник Института русского языка РАН; Е.Б. Пастернак, сын поэта, главный публикатор его наследия, автор перового свода биографических материалов о Пастернаке; Е.В. Пастернак, жена Е.Б. Пастернака, филолог, публикатор и комментатор наследия Пастернака, автор многих статей о русской литературе; К.М. Поливанов, филолог, автор множества статей и книги о Пастернаке, редактор первого представительного собрания сочинений Б. Пастернака в 5 томах; А.В. Вигилянская, филолог и критик (Москва); Т.Л. Фроловская, филолог, автор монографии о «Докторе Живаго» (Алма-Ата); Ф.Н. Двинятин, филолог и критик (С.- Петербург); Л.Л. Горелик, филолог и критик (Смоленск); Мишель Окутюрье, славист, почетный профессор Сорбонны, автор первой монографии о Пастернаке на Западе (Париж); Лора Трубецкая, славист, профессор Сорбонны, автор многих работ по русской литературе и культуре (Париж); Наталия Анри, преподаватель Сорбонны (Париж); Жаклин де Пруайар, славист, профессор Сорбонны, автор множества статей по русской литературе (Париж); Жорж Нива, славист, автор множества статей и книг о русской литературе, профессор университета в Женеве; Элен Анри-Сафье, славист и переводчик (Париж); Виллем Вестстейи, нидерландский славист, знаток поэзии русского авангарда; Нэнси Поллак, американский славист, профессор Корнельского университета в Итаке, автор многих статей о русской литературе; Томас Венцлова, профессор Йельского университета (США), крупнейший литовский поэт, автор многих статей и книг, в частности, об Иосифе Бродском, с которым был дружен; Тимоти Сёргей, американский переводчик русской литературы, исследователь творчества Пастернака; Вжи Фарыно, польский филолог, автор множества оригинальных работ по поэтике Пастернака, один из крупнейших знатоков его творчества; И.П. Смирнов, филолог и культуролог, профессор университета в Констанце (Германия); Сюзанна Витт, шведский славист, профессор университета в Упсале; Фиона Бъёрлинг, шведский славист, профессор университета в Лунде; Анджела Ливингстон, английский славист, профессор университета в Эссексе; Гардзонио Стефано, глава Ассоциации славистов Италии, профессор Пизанского университета; Иэн Лилли, славист из Новой Зеландии.


«Дом в культурных традициях Пермского Прикамья». Всероссийская научно-практическая конференция («Строгановские чтения» - II), 15-18 сентября, 2006, Усолье

На конференции обсуждались вопросы по этнокультурным процессам в Прикамье, семиотике дома в традиционных культурах Верхнекамья, исследована обрядность строительства, строительная техника зодчих Строгановской земли и планировка поселений Строгановских вотчин. Также были рассмотрены актуальные проблемы сохранения, восстановления и использования историко-архитектурного и природного наследия в современных условиях.

В работе конференции принимали участие ведущие специалисты в области лингвистики, этнографии, истории, философии: Т.В. Цивьян, доктор филологических наук, профессор, зам. директора Института Мировой культуры МГУ, зам. председателя Совета по мировой культуре РАН; А.М. Белавин, доктор исторических наук, профессор ПГПУ; И.А. Подюков, доктор филологических наук, профессор ПГПУ; Г.Н. Чагин, доктор исторических наук, профессор ПГУ; К.Э. Шумов, кандидат филологических наук, доцент ПГУ.

Итогом работы явился сборник в 2-х частях. «Дом в культурных традициях Пермского Прикамья».  Материалы Всероссийской научно-практической конференции («Строгановские чтения» - II), Выпуск 1, Березники, Усолье: ООО «РПК Графикс», 2007 год, 308 стр., илл., Русский мир. Дом в культурных традициях Пермского Прикамья Выпуск 2, Березники, Усолье: ООО «РПК Графикс», 2006 год, 114 стр.


«Друг перед другом: лицо человека и священные лики». Семинар. 10 апреля, 2008, Усолье, Пермь, Чайковский 

Вплоть до 1917 года объективную историю изобразительного искусства в России невозможно написать, анализируя церковную и светскую живопись по отдельности. Игнорировавший сферу сакрального интерьера художник выглядел маргиналом. С другой стороны, церковное искусство развивалось синхронно со светским, постоянно обогащаясь новыми идеями и веяниями. Так, рафинированный реализм в исполнении русской академической школы никогда не носил безрелигиозного оттенка, но всегда отражал расширенное представление о реальности, присущее христианскому мировоззрению.

Эволюция классического портрета в императорской России протекает на фоне особого отношения к изображению человеческого лица, которое берёт начало в сакральном искусстве. Человеческое лицо – отсвет Образа Божия, его идеальная проекция восходит к небесному архетипу. Сейчас, когда всё больше академических живописцев обращается к оформлению православных храмов, очень важно проследить основные этапы симбиоза светского и церковного искусства в прошлом, наметить перспективы для его будущего развития, где найдётся место не только для традиционных техник и стилевых решений, но и для новаторских форм и дерзновенных замыслов.

Выбор Усолья и 450-летнего юбилея прихода Строгановых на Урал, в этом плане закономерен. С именем рода Строгановых связана не только история промышленного освоения Урала, но и важный вклад в историю русской живописи. Он берёт начало в XVI столетии, когда среди иконописных школ выделяется так называемое «строгановское письмо», и гораздо позднее, когда в течение XVIII века происходит «конвертация» парсунных приёмов портретного изображения в классический стиль. Особенно интересны здесь монументальная и станковая живопись, украшающая храмы, донаторами коих являлись графы Строгановы.  

Художники, привлекавшиеся Строгановыми, стремились сочетать натуралистичность изображения сакральных персонажей с подчёркнутой возвышенностью переживаемых ими эмоций. (Именно такой принцип, кстати говоря, и был описан как идеальный в материалах VII Вселенского Собора, утвердившего догмат иконопочитания). Побывав в Усолье, писатель П.И. Мельников (А. Печёрский) отмечает: «В самой церкви [Никольской] живопись прекрасная, во вкусе итальянской школы. Особенно замечательны образы: девы Марии и Гавриила… Как божественны черты Пресвятой, какое высокое выражение лица её! Оно, несмотря на видимое смиренномудрие, так высоко, что сам небожитель, всегда предстоящий престолу Вышнего, взирает на нее очами благоговения. Это лучший образ во всей церкви: я не мог насмотреться на него, несколько раз подходил к нему,  и когда отходил, мне хотелось ещё раз взглянуть на него…» («Дорожные записки: На пути из Тамбовской губернии в Сибирь»).

Автором проекта, по которому возводился Никольский храм, считается А.Н. Воронихин. В алтарных вратах был помещен образ «Благовещения» – копия икон В.Л. Боровиковского из главного иконостаса Казанского собора (Санкт-Петербург), выполненная академиком живописи Я.А. Васильевым по заказу Г.А. Строганова. В украшении церкви принимали участие лучшие усольские живописцы ХIХ в. В середине 1830-х гг. Иван Мельников написал образа «Св. апостол Петр» и «Св. апостол Павел». Задуманный изначально как памятник Отечественной войны 1812 года, храм соединял восточную и западную мемориальную воинскую традицию.

Последний серьёзный вклад в оформление Никольской церкви был внесён в 1870-х годах и с той поры храмовая и светская живопись в России, расходясь и пересекаясь образовали особый жанр – религиозную картину.

Синтетический проект «Деисис/Предстояние», осуществлённый по идее известного коллекционера иконописи Виктора Бондаренко, художником Константином Худяковым, является наиболее значительным событием в области современной религиозной картины в России. Впервые представленный в Государственной Третьяковской галерее в 2004 году, на следующий год он был удостоен престижной немецкой премии Lead Awards. Его различные части экспонировались на 1-й Московской биеннале и других крупнейших российских выставках, в Швейцарии, Франции, США. Показ «Деисис/Предстояние» в музее «Палаты Строгановых» явилось приглашением к серьёзному разговору о традициях и новаторстве в современной портретной живописи, принципах сакрального искусства и участии в этом процессе новейших технологий.

В семинаре «Друг перед другом: лицо человека и священные лики» участвовали специалисты по иконописным школам России и Урала, академическому портрету, христианского и современного искусства, а также философы, культурологи, историки, религиоведы, авторы проекта «Деисис/Предстояние».

Модератор, соавтор проекта «Деисис/Предстояние», научный руководитель семинара:  Р.В. Багдасаров, ведущий научный сотрудник института культуры и права, заместитель председателя правления по спецпроектам фонда «Русский предприниматель» (г. Москва). 


«Камский путь». Всероссийская научно-практическая конференция («Строгановские чтения» - III, «Лингвистические и эстетические аспекты анализа текста и речи» - IV), 19-21 сентября, 2008, Усолье, Соликамск

На конференции обсуждались проблемные вопросы и перспективы изучения памятников истории, культуры Пермского Прикамья и сопредельных территорий, был обобщен опыт исследований в области культурных традиций, связанных с осмыслением дороги как культурного артефакта, были продемонстрированы научные интерпретации концепта пути в русской ментальности, искусстве и языке. Рассмотрены актуальные проблемы сохранения, восстановления и использования историко-архитектурного и природного наследия в современных условиях. Обсуждались теоретические и методические проблемы языкознания и вопросы лингвистического краеведения.

В работе конференции принимали участие ведущие специалисты в области лингвистики, культурологии, этнографии, истории, философии: Н.С. Бочкарева, доктор филологических наук, профессор ПГУ; Т.И. Ерофеева, доктор филологических наук, профессор ПГУ; Н.А. Петрова, доктор филологических наук, профессор ПГПУ; А.М. Белавин, доктор исторических наук, профессор ПГПУ; И.А. Подюков, доктор филологических наук, профессор ПГПУ.

Итогом работы явился сборник в 2-х частях. «Камский путь». Материалы Всероссийской научно-практической конференции («Строгановские чтения» - III, «Лингвистические и эстетические аспекты анализа текста и речи» - IV), Часть 1, 132 стр. «Камский путь». Материалы Всероссийской научно-практической конференции («Строгановские чтения» - III, «Лингвистические и эстетические аспекты анализа текста и речи» - IV), Часть 2, 160 стр.


«Умозрение в красках». Всероссийская научно-практическая конференция («Строгановские чтения» – IV, «Лингвистические и эстетические аспекты анализа текста и речи» - VIII), 5-7 ноября, 2010, Усолье, Соликамск

Материалы конференции демонстрируют опыт обобщения исследований семиотики цвета и света, их интерпретации в языке, искусстве, культуре в целом. Впервые проблемы колористической образности, обозначенные в материалах участников конференции, оказались тесным образом сопряжены с проблемами сохранения, изучения и использования культуры Строгановского региона.

В работе конференции принимали участие ведущие специалисты в области лингвистики, культурологии, этнографии, истории, философии, искусствоведы, художники: В.Б. Серебренников, академик Петровской академии наук и искусств, член Пермского землячества в г. Москва; Р.В. Багдасаров, ведущий научный сотрудник института культуры и права (г. Москва), заместитель председателя правления по спецпроектам фонда «Русский предприниматель»; Н.С. Бочкарева, доктор филологических наук, профессор ПГУ; К.Н. Гаврилин, кандидат искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой истории искусств МГХПА им. С.Г. Строганова (г. Москва); С.Ю. Дубровина, доктор филологических наук, профессор Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина; Т.И. Ерофеева, доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой общего и славянского языкознания Пермского государственного университета; Е.В. Ерофеева, доктор филологических наук, профессор кафедры общего и славянского языкознания Пермского государственного университета; Т.Н. Колокольцева, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и методики его преподавания Волгоградского государственного педагогического университета; С.А. Кошарная, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и методики преподавания Белгородского государственного университета; В.Г. Долгушев, доктор филологических наук, доцент Вятского государственного гуманитарного университета; И.А. Подюков, доктор филологических наук, профессор ПГПУ; С.Л. Мишланова, доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой лингводидактики Пермского государственного университета; Н.А. Петрова, доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы Пермского государственного педагогического университета; Л.С. Соболева, доктор филологических наук, профессор Уральского государственного университета, главный редактор журнала «Известия УрГУ. Гуманитарные науки»; Я.Г. Солодкин, профессор, доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории России Нижневартовского государственного гуманитарного университета; А.Н. Стасюк, ректор МГХПА им. С. Г. Строганова, профессор, Член Союза Художников России, Союза Архитекторов, Союза Дизайнеров, Заслуженный Художник Российской Федерации. Награжден Золотой медалью ТСХР; А.В. Черных, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Пермского филиала Института истории и археологии УрО РАН; С.С. Шляхова, доктор филологических наук, профессор кафедры общего языкознания Пермского государственного педагогического университета.

Итогом работы явился сборник. «Умозрение в красках». Материалы Всероссийской научно-практической конференции («Строгановские чтения» – IV, «Лингвистические и эстетические аспекты анализа текста и речи» - VIII), 144 стр.


«Живопись сейчас».  Круглый стол.  5 февраля 2012, Усолье

Современная живопись разделила судьбу модерна. В известном смысле ее можно считать одной из причин его конца. Мы живем в эпоху постмодерна. И хотя публика устала от этого слова, его манифестаций в искусстве, внятной ценностно-смысловой альтернативы никто не предложил. За горизонтами постмодернистской  чувственности не брезжит чудесного нового света. Журнал «ДИ Диалог искусств» давно интересует современное состояние живописи как культурного явления, как вида искусства, глубоко укорененного в традиции, но находящегося долгое время на периферии общественного внимания, захваченного более радикальными и зрелищными художественными практиками. Во всем комплексе изобразительных дисциплин именно живопись на наш взгляд наиболее чутко отражает общие перемены в искусстве и жизни. Ее простота, опыт, пластическое богатство и огромный историко-культурный багаж обеспечили ей эту роль. Освободившись от внешних повествовательных задач, живопись с одной стороны позволила себе удовольствие от свободной игры, с другой стороны продолжает демонстрировать консервативность программных установок. Прогнозы о судьбе живописи в современном искусстве полярны - от пессимистических утверждений, что живопись умерла, до более обнадеживающих. Наш проект призван зафиксировать современное состояние живописи в двух крупнейших художественных центрах России – Москве и Петербурге. На фоне ярких, массмедийных событий в актуальном искусстве, живопись сегодня творится скромно, имея едва ли не исключительно региональное значение. Недостаточная интегрированность отечественной живописи в мировой арт-рынок многими переживается как цивилизационная отсталость. Однако отстраненность от мировых процессов, носящих все более сомнительное имя глобализации, можно понимать и как серьезное сущностное своеобразие, как стремление сберечь культурную память в качестве основы художественного развития.

Модератор круглого стола: Ирина Сосновская, арт-критик, ведущий специалист журнала «ДИ Диалог искусств».


«Детский фольклор и институты детства». Всероссийская научно-практическая конференция (Строгановские чтения – V, Виноградовские чтения - XV). 15 сентября 2012, Усолье, Соликамск, Чердынь

В работе конференции приняли участие: М.Л. Лурье, кандидат искусствоведения, декан факультета антропологии Европейского Университета в Санкт-Петербурге; А.Ф. Белоусов, кандидат филологических наук, доцент кафедры детской литературы СПбГУКИ, Е.В. Душечкина, доктор филологических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета; М.В. Калашникова, заместитель начальника отдела для учебно-методического обеспечения, преподаватель профиля подготовки «Литература», кандидат филологических наук Санкт-Петербурского государственного университета; М.Г. Матлин, кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы филологического факультета Ульяновского государственного педагогического университета; М.П. Чередникова, доктор филологических наук, профессор кафедры литературы Ульяновского педагогического университета; К.А. Маслинский, аспирант кафедры теории общего языкознания СПбГУ, В.В. Головин, доктор филологических наук, профессор, проректор по научной работе Санкт-Петербургского государственного Университета культуры и искусств;  К.Э. Шумов, кандидат филологических наук, доцент ПГУ; И.А. Подюков, доктор филологических наук, профессор ПГПУ;  Т.И. Доценко, кандидат филологических наук, доцент ПГПУ; Н.В. Боронникова, кандидат филологических наук, доцент ПГПУ; Е.В. Верижникова, кандидат филологических наук, доцент ПГПУ.

Сборник материалов конференции готовится к изданию. 


«Актуальные требования, предъявляемые к музеям Российской Федерации в деле учета музейных предметов и музейных коллекций и сохранения культурного наследия народов Российской Федерации». Семинар. 25-26 сентября, 2013

Участники семинара получили возможность обновить свои знания законодательства Российской Федерации в сфере культуры, получить представление о таких терминах, как культура и цивилизация, культурные ценности, объекты культурного наследия, научная атрибуция, добавленная стоимость культурной ценности. Во второй части семинара слушателям были предложены для ознакомления основные принципы Универсальной классификации культурных ценностей. В лекции были затронуты основные вопросы сверки музейных предметов. Теоретическая часть была подтверждена докладом о рекомендуемых способах общественного учёта и научного изучения культурных ценностей, объектов культурного и природного наследия – универсального реестра объектов культурного и природного наследия. Участие в семинаре было бесплатное. Все участники получили Сертификат соответствия АНО «НИИ стандартизации музейной деятельности», диск с комплектом нормативно-правовых документов в области культуры и методическими пособиями.

Научный руководитель семинара: Вячеслав Шестаков, кандидат философских наук, эксперт ЮНЕСКО по музейному менеджменту, эксперт Министерства культуры РФ по культурным ценностям, Президент «Национального союза экспертов», Директор АНО «НИИ стандартизации музейной деятельности». 


«Человек в ландшафте». Всероссийская научно-практическая конференция. 17-21 мая, 2015, Усолье, Чердынь, Всеволодо-Вильва.

Жизнь человека в ландшафте – многоаспектная междисциплинарная открытая сфера, предполагающая активное взаимодействие как ряда существующих, так и возникающих дисциплин и направлений. Основное внимание было сосредоточено на разнообразии и закономерностях связи человека и ландшафта, а равно и выявлении главных аспектов полноценной человеческой жизни в ландшафте. 

 В работе конференции приняли участие: В.Л. Каганский, кандидат географических наук; Г.В. Лютикова, научный сотрудник отдела ГЛМ «Дом-музей Б.Л. Пастернака»; Б.Б. Родоман, доктор географических наук, ведущий научный сотрудник Российского НИИ культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева; С.В. Чебанов, доктор филологических наук, профессор кафедры математической лингвистики СПбГУ; В.В. Абашев, доктор филологических наук; А.И. Зырянов, доктор географических наук; П.С. Ширинкин, кандидат географических наук.

Сборник  материалов конференции готовится к изданию.