Усольский историко-архитектурный музей
«Палаты Строгановых»

Время работы
Среда — воскресенье с 10:00 до 17:00
Понедельник, вторник — выходной день
Усолье на Каме

Уильям Брумфилд

Родина № 5, май 2013


Усолье на Каме — как и другие города в России, в названия которых входит слово «соль», — важное звено в цепи производства и поставок соли по всей России. Соль в России добывали главным образом из солёных источников и подземных солёных озёр, из которых извлекали соляной раствор, а из него выпаривали соль. Никто не понимал значения соли лучше династии Строгановых, появившейся в отдалённом районе Русского Севера. Из своего укреплённого поселения в Сольвычегодске на реке Вычегде, правом притоке Северной Двины, Строгановы создали в XVI веке монополию по производству соли, которая принесла им огромное богатство и на несколько десятилетий сделала Сольвычегодск центром частной империи. Даже несмотря на наступление Смутного времени, они продолжали своё производство соли и на Урале, в Пермских землях. Поскольку Соликамск к тому времени уже перешёл в другие руки, Строгановы поместили свои основные предприятия вниз по течению, на другом берегу Камы, в поселении Орёл, известном также под названием Кергедан. К началу XVII столетия им принадлежало несколько примитивных предприятий, производивших значительное количество высококачественной соли. Однако в 1606 году Никита Григорьевич Строганов решил создал ещё один соляной промысел вверх по Каме, на небольшом расстоянии от прежнего. Это предприятие, получившее название Новое Усолье, при жизни Никиты Строганова быстро расширялось (он умер в 1619-м). Затем поселение перешло к Петру и Андрею Строгановым, также внукам Аникея Строганова со стороны сына главы рода, Семёна. Новое Усолье повышало своё значение как один из центров строгановского соляного производства, хотя в 1647 и 1680 годах наблюдался временный спад работ из-за сильных пожаров. Это бедствие всегда представлявшее угрозу для городов и деревень России с их деревянными постройками, создавало ещё большую опасность для районов, где находились соляные предприятия, потреблявшие огромное количество дров для подогрева больших котлов для выпарки соли. К 1680-м годам в Усолье было более 40 варниц, принадлежавших энергичному и изобретательному Григорию Дмитриевичу Строганову (1656-1715), внуку Андрея Семёновича Строганова и праправнуку главы рода Аникея. Не будет преувеличением сказать, что к началу XVIII века Григорию Строганову принадлежали самые большие в России земельные владения. Строганов, владевший тысячамк крепостных крестьян и более чем 200 деревень, был также одним из близких соратников Петра I. Управляя обширной торгово-промышленной империей из своегс поместья в Гордеевке близ Нижнего Новгорода, Григорий Дмитриева возродил практику поддержки искусства и архитектуры, характерную для Строгановых в XVI веке. Церкви, построенные Строгановыми сейчас являются величайшим зримым памятником их меценатства. В 1703 году Григорий Строганов переехал из Гордеевки в Москву, однако никогда не забывал об Усолье и о богатстве, которое оно приносило. Строганов, которому Пётр был благодарен за активную поддержку при строительстве нового флота, смог продолжить развитие своих владений, центром которых стало теперь Усолье. Строительстве баркасов и кораблей для транспортировки соли из района Усолья было ускорено, чтобы можно было перевозить вниз по Каме и военные грузы с расширявшихся уральских металлургических заводов. Этс было особенно важно для перевозки тяжёлой артиллерии, предназначенной для реформированной армии Петра, и Строгановы были готовы и могли удовлетворять запросы царя. В 1722 году за услуги оказанные этой семьёй государству, Петр I пожаловал трём сыновьям Григория — Сергею, Александру и Николаю — титул баронов. (Впоследствии в этом же веке они получили графский титул.) Богатство Усолья зависело от реки Камы, но роль её оказалась неоднозначной. Вместо периодических весенних наводнений в советскую эпоху возникли гораздо более радикальные изменения, когда в результате осуществления проектов строительства ГЭС здесь появились большие водохранилища. Повышение уровня воды в результате этого привело к затоплению сотен деревень. Что касается Усолья, то ближайшая к реке часть города была затоплена в результате создания в 1950-е годы Камского водохранилища. Хотя некоторые наиболее значительные памятники, например Преображенский собор, избежали прямого разрушения, другие пострадали от серьёзного ущерба фундаменту. Ещё одним ударом было то, что исторический центр Усолья, что было неизбежно, перестал быть жилым кварталом. К счастью, благодаря усилиям преданных своему делу работников музея и поддержке районной администрации удалось сохранить главные элементы центра исторического Усолья. Возможно главное из этих достижений — тщательная реставрация палат Строгановых начала XVIII века, которые теперь служат музеем для передвижных выставок и центром для проведения культурных фестивалей у берега Камы. Это большое двухэтажное здание было построено в 1724 году под руководством Сергея Григорьевича Строганова как первая резиденция новоявленных баронов на Урале. Хотя по времени строительства оно относится к позднему петровскому периоду, влияния западной архитектуры, характерного для эпохи царствования первого императора, незаметно. Здание скорее похоже на большие городские палаты в стиле так называемого «московского барокко конца XVII века, например на палаты бояр Волковых. Одна из характерных черт этого стиля — использование декоративных наличников - вычурного элемента, которым изобилуют палаты Строгановых. Высокие окна, идущие горизонтальным рядом вдоль фасада, обрамлены кирпичными пилястрами, опирающимися на большие профильные консольные блоки. Окна венчают сложные спиральные фронтоны из формованного кирпича. Эта особенность основного этажа подчёркивает образ влияния и богатства. Акценту на использование окон в качестве декоративного элемента соответствует декоративный кирпичный карниз под выступающей крышей. По углам здания находятся пилястры, обрамляющие каждый фасад основного этажа. Это впечатляющее, хотя и архаичное зрелище отделено от утилитарного первого этажа линией профильного патрубка, которая объединяет фундамент здания. Низко расположенных окон и маленьких дверей первого этажа было достаточно для функциональных нужд, и они никоим образом не соперничают с великолепным видом верхнего этажа. Центром фасада, обращённого к реке, был высокий вход, oбpaмлeние которого более масштабно повторяет декоративную форму наличников окон. Простое устройство внутренней части дома состояло из палат с высокими сводами, идущих спереди назад — по две палаты с каждой стороны центрального коридора. Увеличивавшееся богатство Усолья отразилось в XVIII веке в строительстве церквей, первой среди которых была величественная церковь Преображения Господня, построенная на пожертвования Сергея Строганова во исполнение обета, данного тремя братьями после получения титула баронов. Строительство этой церкви было начато в том же году, что и строительство палат Строгановых, однако оно продвигалось медленно. В 1727 году была построена часть нижнего строения с «зимним» алтарём (приделом), посвящённым cвятому Николаю. Строительство основного здания было завершено в 1731-м. В то же время соликамские каменщики работали над строительством большой колокольни, законченной в 1730 году. Предполагается, что все три здания — церковь, колокольня и палаты — были построены одними и теми же мастерами из Соликамска. В 1752-м эта церковь получила статус собора. Это здание, часто повреждавшееся (в 1753,1768,1775,1809 и 1824 годах), всегда восстанавливали при щедрой поддержке Строгановых, для которых это было вопросом чести. В 1820 году западная часть собора была расширена со строительством очень необычной полуротонды, в которой находилась входная лестница. Колокольня собора была укреплена в 1832-1835 годах. Планировка собора Преображения Господня несимметрична и своеобразна, возможно из-за длительности его строительства. Центральная часть, состоящая из структуры кубической формы, имеет два уровня высоты, с апсидой на востоке и одноэтажной трапезной на западе. К северному фасаду под небольшим углом пристроен большой придел с алтарём, посвящённым Казанской иконе Божией Матери. (Эта церковь была возведена на месте деревяннс посвящённой той же иконе.) Южный фасад — сплошной, и три его горизонтальных компонента — от апсиды до трапезной — объединены смело задуманным лепным украшением, отделяющим первый этаж от верхней структуры. На первом этаже здания pacпoлoжeны окна с простыми изогнутыми арками. Скромное оформление первого этажа контрастирует с главным фасадом, вычурные украшения которого для строгановских церквей вполне характерны. Это особенно очевидно в рисунке наличников окон из формованного кирпича, напоминающих наличники палат Строгановых, но имеющих более сложные детали. Характер расположения окон на первом уровне верхнего фасада задаёт единые размеры трапезной и апсиды, с небольшим расширением в центральной части здания. Главные украшения — три окна на самом верхнем уровне главного строения кубической формы. Детали фронтонов из формованного кирпича в верхней части наличников окон особенно живописны в солнечные дни, когда их контуры смотрятся ярче благодаря теням. К сожалению, кирпичные пилястры, обрамляющие большие окна, с течением времени сильно пострадали. В некоторых других церквях, построенных Строгановыми, и во многих церквях в стиле московского барокко эти элементы были вырезаны из более прочного известняка. Стены каждого из структурных компонентов заканчиваются обильно декорированными карнизами также из формованного кирпича: они напоминают усечённый фриз сводчатой галереи, элементы которого покоятся на широких консольных блоках. Над этими своеобразными «впадинами» находятся декоративные полосы в форме так называемых жучков. В верхней части стен основного здания есть ещё одна декоративная полоса, состоящая из балясин. Эти элементы использовались также для украшения церквей того же периода в Соликамске, но и здесь строители внесли в декоративные элементы своё щегольство. Главное здание церкви увенчано пятью куполами, поддерживаемыми барабанами, опирающимися на слуховые окна, вставленные в несимметрично скошенную крышу. Хотя русские церкви значительных размеров часто имеют пять куполов, эта группа не типична в нескольких отношениях. Все барабаны, поддерживающие купола, пропускают свет. Обычной практикой в тот период было строить сплошные «слепые» каменные барабаны для дополнительных куполов. Кроме того, купола располагались по странам света, а не по диагонали, что создавало иную концентрацию света, поступающего в главное пространство церкви. И, наконец, использование слуховых окон как основы для куполов очень необычно, хотя аналогичное строение имелось в Троицком соборе в Верхотурье, построенном по другую сторону Урала в начале XVIII века. Поэтому внутренняя часть собора Преображения Господня залита светом, поступающим не только через большие окна и барабаны куполов, но и через слуховые окна над карнизом. С деревянных хоров видна логичность символичного замысла, поскольку окна южного фасада образуют самый священный христианский символ — крест. Некоторые другие церкви, построенные Строгановыми, были также основаны на проектах, предусматривавших полную освещённость, например Введенский собор в Введенском монастыре в Сольвычегодске. Однако церковь в Усолье с её большими окнами на южном фасаде всё же превосходит все остальные по степени освещённости интерьера. К сожалению, сложных иконостасов, находившихся некогда у восточной стены собора, давно уже нет: они стали жертвой многочисленных пожаров, а также вандализма советского времени. Однако для собора, который вновь стал действующим как часть нового Преображенского женского монастыря, создаётся новый иконостас. Другой компонент соборного ансамбля в Усолье — массивная кирпичная колокольня, восьмиугольное строение немного неправильной формы высотой около 50 метров. Менее нарядная, чем собор, колокольня также имеет декоративные полосы с мотивом «жучка». В верхней части колокольни расположены три идущих по восходящей восьмиугольных уровня с отверстиями для колоколов. Хотя эти уровни, по-видимому, были сначала выполнены в уступчатой форме — аналогично меньшей по величине колокольне, находящейся неподалёку от церкви Владимирской иконы Божией Матери, — этот дизайн был впоследствии изменён так, что каждый уровень опирается на изогнутый свод уровня, находящегося под ним. Раньше колокольню венчали шпиль и флюгер, подобно колокольне собора в Соликамске, но этот шпиль непоправимо пострадал от пожара 1842 года и был заменён невысоким куполом в стиле барокко. В 1832-1835 годах для укре¬пления фундамента колокольни к ней была пристроена одноэтажная галерея, которая сейчас разрушена. К счастью, хорошо спроектированная колокольня ещё стоит, несмотря на повышающийся уровень вод Камы. Как главный элемент городского ландшафта у реки она остаётся одним из самых замечательных зданий такого рода в России. Через четверть века после завершения строительства Преображенского собора Усолье получило ещё одну кирпичную церковь, расположенную в деревне Рубеж, названной так, поскольку раньше это была огороженная северная граница Усолья. Церковь в деревне Рубеж (под таким названием она широко известна) была построена в 1757 году местными приказчиками Дьячковым и Коровиным. В 1760-м она была посвящена Владимирской иконе Божией Матери. Хотя на фасаде этой церкви есть декоративные элементы, она сравнительно скромна по форме и размерам. Небольшое основное здание в форме куба поддерживает широкая апсида в восточной части и длинная одноэтажная трапезная — в западной, содержащая алтарь, посвящённый святому Стефану Пермскому. Стены главного здания заканчиваются декоративным кирпичным карнизом, над которым расположен низкий купол. Эта несколько неуклюжая выпуклость поддерживает восьмиугольный барабан и купол, увенчанный значительно меньшим куполом. Самая примечательная особенность Владимирской церкви в селе Рубеж (ныне в черте города) — её колокольня, возведённая в 1791 году над небольшим притвором в западном конце. Примечательно, что её уступчатые восьмиугольные уровни напоминают по стилю колокольни Ярославля предыдущего века, например церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Толчково. Несмотря на свои нескладные пропорции, рубежская церковь, которая сейчас покинута из-за подъёма грунтовых вод вокруг неё, — замечательный элемент пейзажа северной части Усолья. До сих пор её живописные развалины — ценная часть архитектурного наследия этого района. К западу от исторического ансамбля Усолья, отделённая от него речными заливами, находится Никольская церковь, построенная в стиле неоклассицизма (1813-1820). Строительством этого сооружения в ознаменование победы над Наполеоном и в честь службы семьи Строгановых России во время вторжения французов 1812 года занимался Григорий Александрович Строганов. Эта церковь, которая в течение длительного времени была в заброшенном состоянии, сейчас успешно реставрируется. В ходе этой реставрации потребовалось провести земляные работы, чтобы защитить здание от наводнений. Эти активные усилия особенно оправданны, принимая во внимание, что автором проекта церкви, возможно, был Андрей Никифорович Воронихин (1759-1814), уроженец Усолья и один из самых выдающихся архитекторов России. Хотя документальных подтверждений его авторства нет, хорошо известны тесные связи Воронихина со Строгановыми. С юных лет семья признавала и поддерживала художественный талант Воронихина, родившегося в семье крепостных крестьян Александра Сергеевича Строганова (1733-1811). После изучения основ живописи, прежде всего на религиозные темы, в 1777- 1779 годах Воронихин был отправлен в Москву для дальнейшего обучения у таких крупных архитекторов, как Василий Баженов и Матвей Казаков. После получения вольной в 1785-м Воронихин учился в Европе и много путешествовал с сыном своего бывшего хозяина, Павлом Александровичем (1772-1817). Его главным заказом, полученным на основе конкурса под руководством Александра Строганова, президента Российской академии художеств, была разработка проекта величественного собора Казанской иконы Божией Матери (Казанского собора) на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. Конечно, трудно сравнивать элегантное великолепие этой важной работы Воронихина в Петербурге, которая включала изменение проекта дворца Строгановых на Невском проспекте, с небольшой Никольской церковью в Усолье. Для этой церкви характерно умелое сочетание деталей в стиле неоклассицизма при использовании окон в декоративных целях. Тетрастиль на северном, южном и западном фасадах также хорошо вписывается в ограниченное пространство. Круглый купол довольно велик по сравнению с высотой и длиной основного строения. Колокольня, расположенная близко от основного здания, соперничает с ним в общем восприятии. Внутренняя часть церкви мастерски отделана, и её оригинальные украшения в стиле неоклассицизма, несомненно, производят большое впечатление. К началу XIX века в перечень главных владельцев соляных промыслов в Усолье вошли, помимо Строгановых, семьи Голицыных, Шаховских, Шуваловых и Лазаревых. Это стало возможно через цепь сложных взаимоотношений, включавших перекрёстные браки с наследницами. В первой половине XIX века самыми внушительными зданиями, построенными в прибрежном районе Камы, были особняки, проекты которых свидетельствуют об утончённом владении стилистикой неоклассицизма. Наиболее ранний из сохранившихся каменных домов был построен для Голицыных в 1815-1818 годах к северу от Преображенского собора. Как и другие здания этого периода в стиле неоклассицизма, дом Голицыных построен из кирпича, покрытого жёлтой штукатуркой, с белой отделкой и несколькими деталями в стиле классицизма. Западный фасад, выходящий во двор, имел главный вход в центре рустованного первого этажа, поддерживающего высокий бельэтаж. Этот фасад венчает небольшое слуховое окно, прорезанное в четырёхскатной крыше. Более внушительный фасад, обращённый к реке, был спроектирован с балконом, сейчас восстановленным, и фронтоном в центре. Этот дом был частью ансамбля, включавшего вспомогательные строения, только одно из которых — кирпичный флигель — по-прежнему стоит в северной части двора. Ворота входа во двор и забор тоже сохранились. Ещё дальше на север, вдоль реки, находится другая резиденция, принадлежавшая Голициным, так называемый зимний дом. Хотя её детали проще благодаря своим пропорциям, она входит в число местных памятников неоклассицизма. Начало 1830-х годов — особенно продуктивный период для архитектуры Усолья. Например, в 1832-м был построен господский дом Строгановых, выходящий фасадом на дом Голициных со стороны, удалённой от реки. Хотя эти два особняка примерно одного размера, дом Строгановых заметно богаче украшен, с фронтонами на окнах и антаблементом. В центре боковых фасадов расположены слуховые окна, а два главных фасада увенчаны осевым мезонином, направленным спереди назад. Эта надстройка обрамляет большое палладианское, или венецианское, окно. Как и в доме Голициных, главный вход — со двора; на фасаде, обращённом к реке, имеется балкон. Хотя документальные свидетельства скудны, считается, что автором проекта этого дома был Трефил Тудвасев, самый активный из местных мастеров-строителей. Тудвасев, как и Воронихин, родился в семье крепостных, принадлежавших Строгановым. К югу от Соборной площади, близ палат Строгановых также были свои «бриллианты» в стиле неоклассицизма. В 1833 году Тудвасев построил элегантное здание, которое называют теперь Конторой соляных заводов Строгановых, содержащее элементы, использованные в господском доме Строгановых, но с более сложным соединением. Тетрастиль в центре главного фасада опирается на четыре основания, выходящие из рустованного первого этажа. Над крышей с четырьмя скатами находится мезонин, палладианское окно которого обрамлено небольшими круглыми окнами и угловой рустовкой. Независимо от того, что первоначально планировалось построить жилой дом или административное здание, по форме это строение в неоклассическом стиле. Оно находилось ранее в разрушенном состоянии, но сейчас отреставрировано и относится к Преображенскому женскому монастырю. Последнее сооружение в стиле неоклассицизма на берегу Камы — особняк Абамалек-Лазаревых, расположенный к югу от палат Строгановых, перед Конторой соляных заводов. Лазаревы были потомками богатого армянского купца Лазаря Назаровича, в 1747 году переселившегося из Персии в Россию и которому в 1774-м было пожаловано дворянство за услуги, оказанные российскому императорскому двору. Благодаря связям со Строгановыми, Лазарев сначала арендовал, а затем, в 1778 году, приобрёл нижние промыслы в Усолье. В 1784 году сын Лазаря, Иван, приобрёл и другую собственность Строгановых в этом районе. Следует объяснить, что фамилия семьи стала двойной, когда в 1873 году грузинский князь Семён Давыдович Абамалек прибавил к семейной фамилии девичью фамилию своей жены после смерти единственного оставшегося мужчины из династии Лазаревых. Абамалек уже получил крупные соляные промыслы Лазаревых в 1852 году, когда женился на Елизавете, старшей дочери Христофора Иоакимовича Лазарева и главной наследнице имущества семьи. Дополнительные приобретения Лазаревых в 1830-е годы включали большой каменный дом, автором проекта которого был архитектор Иван Подъячев. Этот особняк был по-своему впечатляющим, тем не менее использование в нем элементов классицизма было несколько неуклюжим. Обычный рустованный первый этаж поддерживает бельэтаж в центре которого находятся балкон и лоджия, обрамлённая парными дорическими колоннами. Карниз лоджии поддерживает уступчатый каменный фронтон с полукруглым окном. Дом был выше уровня воды, однако он сильно пострадал от пожара в 1976 году. Лишённый крыши, он продолжает разрушаться тревожными темпами. Конечно, в Усолье есть не только церкви и особняки в стиле неоклассицизма. В конце XIX века несколько коммерческих зданий в центре Усолья были перестроены из кирпича, и некоторые из них сохранились, хотя и в заброшенном виде. Сейчас, когда в историческом квартале возле Камы осталось очень мало жителей, добиться реального восстановления этих строений — трудная задача. Однако создание Преображенского женского монастыря — обнадёживающее событие, дающее надежду на стабилизацию этого квартала при поддержке районной администрации. Можно надеяться на то, что впечатляющий ансамбль Преображенского собора с его колокольней будет и впредь оставаться историческим и культурным маяком на фоне Камы.